JM School Tools - шаблон joomla Авто

 

Постановлением Стародубской районной администрации 31 октября 1994 года был создан «Центр социально – психологической и педагогической помощи детям и подросткам»

С 23 октября 2001 года «Стародубский Центр социально – психологической и педагогической помощи детям и подросткам» переименован в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи, Стародубский районный центр психолого – медико – социального сопровождения.

С 23 декабря 2011 года муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи, Стародубский районный центр психолого – медико – социального сопровождения переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи, Стародубский центр психолого – медико – социального сопровождения.

С 02 декабря 2015 года Центр переименован в Муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи" г. Стародуба.

Основными целями являются:

- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся;

- помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

- осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам коррекционно-развивающей, профилактической, развивающей, просветительской направленности.

Никакие материальные блага не могут сделать человека по — настоящему счастливым так, как может сделать это общение. Только в общении с окружающими людьми, человек может ощутить свою ценность как личности, раскрыть свои способности, проявить свои личностные качества.

 

Общение играет особую роль в развитии ребенка.  Общение – это и необходимое условие и движущая сила развития, это двусторонний процесс, требующий от его участников, определенных навыков.

Стародубский ЦПМСС  в 2013- 2014 учебном году реализует программу «Азбука общения». Данная программа направлена на развитие у детей дошкольного возраста навыков коммуникации со взрослыми и сверстниками, способствует развитию личностных качеств детей, знакомит с  доступными для детей  знаниями об искусстве человеческих взаимоотношений.

В основу «Азбуки общения» легла программа  «Основы коммуникации»  авторов  Л.М. Шипицыной, А.П. Вороновой, О.В.Защиринской, Т.А. Ниловой. Из программы Шипицыной  Л.М. был взят учебно — тематический план, состоящий из 8  разделов, каждый из которых содержит несколько тем. Количество часов рассчитано на учебный год.

Разделы программы охватывают разные сферы жизни ребенка, его личности.

1.    Языки общения (навыки общения с внешним миром).

2.    Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя).

3.    Как мы видим друг друга (умение видеть и понимать сверстников).

4.    Этот странный взрослый мир (общение со взрослыми).

5.    Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений).

6.    Умение владеть собой.

7.    Культура общения (этикет, или как себя вести).

8.    Мальчик и девочка (взаимоотношения разных полов).

Однако, тематика занятий, содержание  каждой темы было во многом изменено и носит авторский характер.

На занятия были приглашены дети,  имеющие те или иные трудности общения: замкнутые, застенчивые и т.д. Но, так как проводить занятия только с такими детьми малоэффективно, были приглашены на развивающие занятия и все желающие. Это сделано потому что, большую роль в освоении навыков общения играет подражание поведению сверстников.

Занятия проводились в просторном помещении, в котором можно и провести игру, и сесть, образовав круг,  и порисовать за столами.

Максимальное количество детей в группе не должно превышать 10 – 12 человек. Оптимальное количество – 8 детей, так как методика проведения занятия предполагает  активное участие всех детей в каждом упражнении, игре или другой процедуре, а большое количество участников занятия не дает такой возможности.

Занятия имеют примерную структуру:

-  Ритуал приветствия

-  Разминка – воздействие на эмоциональный фон детей, их активность, подведение к основной части (игры с правилами, психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия )

-  Основная часть – игры и упражнения, направленные на решение задач данного занятия (игры- драматизации, этюды, беседы,  обсуждение по кругу,  чтение  художественной литературы,  рассматривание фотографий, тематическое рисование)

-  Рефлексия занятия – оценка занятия (беседа по содержанию занятия, рассматривание рисунков)

-  Ритуал прощания

Ниже представленмой личный опыт в виде конспектов  занятий  по программе.

Занятие из раздела «Языки общения» по теме «Удивление»

Задачи: познакомить с эмоцией удивления, учить различать внешние проявления эмоции удивления, актуализировать личный эмоциональный  опыт, развивать рефлексию своего поведения,  развивать моторику руки.

Материалы:3,вставляющихся друг в друга, цилиндра, демонстрационные сюжетные картинки «Девочка и снеговик»,  схема,  рисунок или фотография удивленного лица,  заготовки для поделки, карандаши.

Ход занятия

1.    Ритуал приветствия

Дети вместе с психологом образуют круг, берутся за руки, улыбаются и приветствуют друг друга.

Игра  «Море волнуется …»Психолог предлагает детям поиграть в игру «Море волнуется…» только фигуры будут не морские, а  с какой-то эмоцией: веселой, грустной, злой . Психолог начинает первый: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – веселая фигура на месте замри». Игру продолжает выбранный ребенок с самой выразительной мимикой и позой.

После игры дети садятся на стульчики в круг или полукруг.

Показ фокуса «Цилиндр, меняющий цвет»  Детям показывается два цилиндра (один цилиндр должен одеваться на второй), обращается внимание детей на второй цилиндр, на его цвет. Психолог надевает больший цилиндр на меньший, проговаривает сказочное заклинание, снимает верхний цилиндр, и все видят, что нижний цилиндр поменял цвет. Секрет фокуса в том, что имеется еще третий цилиндр, который скрыт за первым. Когда психолог снимает верхний цилиндр, он должен оставить его  на нижнем.

После демонстрации фокуса психолог задает детям вопрос: «Какое чувство вы испытали, наблюдая за этим фокусом?», подводя детей к теме занятия. «Да, вы, я думаю, удивились. Удивление всегда приходит неожиданно».

4.    Обсуждение по кругу

Психолог задает вопрос: «Вам приходилось удивляться? Чему вы удивлялись?». Дети отвечают по кругу. Для соблюдения порядка при обсуждении дети могут передавать друг другу мягкую игрушку. Ребенок начинает говорить, когда у него в руках игрушка.

5.    Сюжетные картинки «Девочка и снеговик»

Психолог демонстрирует в произвольном порядке 4 картинки из сюжетной серии «Девочка и снеговик»: «Здесь, на картинках, история про девочку и снеговика. Расставьте картинки по порядку. Что было вначале – поставьте первой картинкой, что потом – второй, третьей, а что было в конце – последней. Какое чувство испытала девочка в конце истории? Почему? Куда исчез нос у снеговика?»

6.    Психогимнастика «Удивление»

Психолог:  «Давайте подробнее рассмотрим лицо удивленного человека (Показ  схемы, рисунка или фотографии удивленного лица). Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Давайте покажем удивленное лицо. Молодцы».

7.    Изготовление сюрприза для близкого человека

Психолог: «Мы уже с вами говорили, что удивление всегда приходит неожиданно. Удивление обычно приносит радость. Вы хотите кого-нибудь удивить и порадовать? Для этого мы изготовим  с вами неожиданный сюрприз для ваших близких. Этот сюрприз с секретом.

Психолог предлагает детям занять свои места за столами, на которых разложены заготовки для сюрприза: силуэт цветка, лепестки, вырезанный силуэт Дюймовочки, карандаши. Психолог показывает готовую поделку: цветок, за лепестками которого спрятана Дюймовочка. Дети разукрашивают силуэты, с помощью психолога склеивают детали.

Психолог предлагает подарить этот сюрприз маме или другому близкому человеку, сделав это неожиданно, что должно удивить и порадовать того, кому будет подарена поделка.

8.    Завершение занятия.

Дети рассматривают поделки друг друга  и говорят о том, кого они хотят удивить и порадовать.

9.    Ритуал прощания

Дети берутся за руки, сжимают ладони друг друга, прощаются, желают всего доброго.

Занятие из раздела «Тайна моего «Я» по теме: «Какой я?»

Задачи:актуализировать знания детей о положительных чертах характера, учить видеть особенности своего характера, учить подмечать особенности характера у других людей, формировать позитивное отношение к себе.

Материалы:тексты стихотворений, мяч.

Ход занятия

Дети вместе с психологом сидят в кругу.

1.    Ритуал приветствия.

2.    Игра «Угадай по описанию»

Психолог начинает игру первый. Он, не называя имени ребенка, описывает его внешний вид: цвет глаз, волос, прическу, элементы одежды. Дети отгадывают.  Отгаданный ребенок описывает следующего. Важно. Чтобы все дети были задействованы в игре.

3.    Вступительная беседа.  

-  Ребята, легко ли вам было отгадывать по описанию друг друга?  Вы быстро узнавали ребенка, потому что вы все разные, вы не похожи друг на друга. У Пети глаза голубые, а у Маши карие. У Тани светлые волосы, а у Димы  темные. Одежда у вас тоже разная. Но вы разные не только внешне. Вы и ведете себя по-разному. У вас разные характеры. Кто-то больше любит веселиться, а кто-то часто грустит.  Кто-то любит трудиться, помогать взрослым, а кто-то не очень.

4.    Упражнение «Какой характер у героев стихотворений»

-    Я сейчас буду читать вам короткие стихотворения, а вы ответьте на вопрос: «Какой характер у героя этого стихотворения? Какой он?

. . .

Жили – были зайчики на лесной опушке,

Жили – были зайчики в беленькой избушке.

Мыли свои ушки, мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики, надевали тапочки. (аккуратные, чистюли)

. . .

Мила любит помогать,

Мыть посуду, подметать.

В общем, Мила, молодец.

А истории конец.                                                    (трудолюбивая)

. . .

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота

Кузнецу, врачу, ткачу,

Всем  идущим на работу

«С добрым утром!»- я кричу.

«Добрый день!»- кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» — так встречаю

Всех домой спешащих к чаю. (вежливый)

5.    Обсуждение по кругу

- Ребята, а какой характер у вас? Вы какие?

Дети по очереди одним, двумя определениями характеризуют себя.  При этом психолог поощряет высказывания, которые не повторяют ответы других детей, а действительно отражают  характерологические особенности ребенка.

6.    Игра «Съедобное – несъедобное»

- Молодцы ребята, есть среди вас и трудолюбивые, и аккуратные, и смелые,  и добрые, и все вы разные. А теперь я хочу узнать, внимательные ли вы.

Психолог выполняет роль водящего в игре, в конце делая вывод о том, что все дети внимательные и ловкие.

7.    Завершение занятия.

- Ребята, что нового вы узнали на занятии?

8.   Ритуал прощания.

Педагог – психолог МБОУ Стародубский ЦПМСС

Шкуренкова Е.В.