JM School Tools - шаблон joomla Авто

 

001

1.Пояснительная записка.

В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Раннее выявление и проведение направленной коррекции позволяет своевременно исправить имеющийся дефект и подготовить ребенка к школе. В связи с тем, что для работы с детьми в условиях логопункта нет программ, учитель – логопед в своей работе использует программы, предназначенные для логопедических групп детей с ФФН, на основе которых составляется программа.
Данная программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников 5-6 лет разработана на основе:
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (М.: МГОПИ, 1993.)

В программу включены следующие методики:
1. Ткаченко Т.А., Если дошкольник плохо говорит. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.
2. Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971г.
3. Фомичёва М. Ф., Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989г.

Данная Программа предназначена для работы с детьми имеющими фонетико– фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта образовательного учреждения. Основной работой является устранение нарушений звукопроизношения,развитие фонематических процессов, поэтому работа по формированию грамматических категорий и развитию связной речи не является ведущей, она включена в раздел автоматизации звуков.
Программа рассчитана на 1 год. Планирование составлено из расчета 1 групповое занятие в неделю по развитию фонематической стороны речи и 1-2 занятия индивидуальных по коррекции звукопроизношения. На каждую подгруппу или ребенка создается индивидуальное планирование на основе перспективного планирования, представленного в данной программе. Индивидуальное планирование может включать в себя все основное планирование либо его часть (в зависимости от нарушенных звуков). В случае, если у ребенка нарушено большее количество звуков, чем представлено в основном планировании, в индивидуальный план вносится дополнение.

Цель программы. Коррекция нарушения звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Задачи программы:
1.Развитие речевой моторики.
2. Развитие речевого дыхания.
3.Развитие фонематических процессов и формирование навыков звукового анализа слова.
4. Устранение неправильного звукопроизношения: постановка звуков, автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи детей, дифференциация звуков.
5. Развитие психических неречевых функций: слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, слуховые дифференцировки, мышление.

Основными направлениями работы являются:
- Формирование полноценных произносительных навыков.
- Формирование фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
- Обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально – оценочному значению слов.
- Формирование умения у детей составлять простое распространённое предложение, а затем и сложное предложение.
- Развитие связной речи в процессе работы над пересказом, рассказом, постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

Адресат: дети 5-6 лет, имеющие фонетико-фонематические нарушения речи.

Основными формами организации работы является:
- групповые занятия;
- подгрупповые занятия;
- индивидуальные.

В группы дети объединяются в зависимости от группы нарушенных звуков, вида дислалии, наличие дизартрического компонента. Данные группы подвижны в зависимости от динамики коррекционного воздействия.

Учебный календарный график.

Период обучения Количество занятий
в неделю Количество занятий в год
I период (октябрь, ноябрь,
декабрь) 1 13
II период (январь, февраль,
март) 1 8
III период (апрель, май) 1 8
Итого 39

Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей .

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
- групповое занятие: 20 – 25 минут;
- подгрупповые занятия: 20 минут;
- индивидуальное занятие: 10 – 15 минут.

Структура группового занятия:
- организационный момент;
- основная часть (сообщение темы занятия, развитие слухового внимания, знакомство и закрепление нового материала и т.д.);
- итог.
Структура индивидуального занятия:
- подготовительный этап;
- формирование произносительных умений и навыков;
- автоматизация поставленных звуков на уровне слога, слова, предложения, словосочетания, фразы;
- дифференциация звуков.

2. Учебно – тематическое планирование.

Учебно – тематическое планирование групповых занятий для детей 5-6 летнего возраста, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи.

Первый период обучения: октябрь, ноябрь, декабрь.
№ п/п Количество
занятий Тема Содержание работы
1. 1 Ознакомление с основными органами артикуляционного аппарата. Формирование представлений о звуках, слове, предложении. Развивать умение составлять предложение. Узнавание заданного звука на слух; выделение первого звука в слове, последнего. Узнавание гласных звуков по артикуляции. Нахождение звука в середине слова, выделение из слов. Нахождение заданного звука. Анализ прямых и обратных слогов, слов.
2. 1 Формирование представлений о звуках.
3. 1 Знакомство со словом.
4. 1 Знакомство с предложением.
5. 1 Звук А, буква А.
6. 1 Звук О, буква О.
7. 1 Звук У, буква У.
8. 1 Звук И, буква И.
9. 1 Звук Ы, буква Ы.
10. 1 Звуки А,О,У,И,Ы.
11. 1 Звуки К, Кь; буква К.
12. 1 Звуки Г, Гь; буква Г.
13. 1 Дифференциация звуков К-Г, Кь-Гь.

Второй период обучения: январь, февраль, март.
№ п/п Количество занятий Тема Содержание работы
1. 1 Звуки С, Сь; буква С. Закрепление правильного произношения, различение на слух, выделение из слов. Усвоение слов различению звуко – слогового состава, привлечения к изменению грамматических форм слова, к словообразованию. Составление предложений. Дифференциация правильного произношения звуков. Развитие графических навыков.
2. 1 Звуки З, Зь; буква З.
3. 1 Звук Ш; буква Ш.
4. 1 Звук Ж, буква Ж.
5. 1 Дифференциация звуков С-З, Сь-Зь.
6. 2 Дифференциация звуков С-Ш.
7. 1 Дифференциация звуков З-Ж.

Третий период обучения: апрель, май.


п/п Количество часов Тема Содержание работы
1. 1 Звук Ч, буква Ч. Закрепление правильного произношения. Дифференциация звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения. Усвоение слов сложного звуко- слогового состава, употребление их в самостоятельной речи. Развитие навыков связной, грамматически правильной речи. Обучение пересказу по сюжетной картине, серии картин. Развитие графомоторных навыков.
2. 1 Звук Щ, буква Щ.
3 1 Дифференциация звуков Ч – Щ.
4. 1 Дифференциация звуков Сь – Щ.
5. 1 Дифференциация звуков Щ – Ш.
6. 1 Дифференциация звуков Ч – Ть.
7. 1 Дифференциация звуков Ч _ Сь.
8. 1 Дифференциация звуков Ч – Ть – Сь – Щ.

Учебно – тематическое планирование по коррекции звукопроизношения.

Направление
коррекционной
работы
Содержание коррекционной работы Кол-
во
часов

I этап. Подготовительный.
Специальный
комплекс
артикуляционных
упражнений.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики.
3

II этап. . Формирование произносительных умений и навыков
1. Постановка звука. Постановка звука проводится в следующей последовательности:
1. Свистящие [с],[з],[ц],[с],[з].
2. Шипящий [ш].
3. Соноры[л],[л].
4. Шипящий [ж].
5. Соноры[р],[р].
6. Аффрикаты[ч],[ц]
7. Шипящие [щ]. 8-20

2.Автоматизация
поставленного
звука. Автоматизация осуществляется в следующей последовательности:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах,
поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
3.Дифференциация звуков по сходному звучанию. К дифференциации звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их всё равно объединяют попарно.Рекомендуемая последовательность: [с-з],[с-с],[с-ц],
[с-ш],[ж-з],[ж-ш],[ч-с],[ч-т],[ч-щ],[щ-с],
[щ-т],[щ-ч],[щ-ш],[р-л],[р-р],[р-л],[р-й],
[л-л].
Итого 11-23

3. Система условий реализации программы.

Содержание программы определено с учётом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми нарушениями приобретают особую значимость:
- от простого к сложному,
- систематичность;
- доступность материала;
- повторяемость материала.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, предупреждение и коррекцию ошибок в письменной речи, развитие психических процессов.
Данная Программа предусматривает использование в работе практических, наглядных, словесных методов и приемов, а так же использование ИКТ.
В ходе занятий широко используются дидактические игры и упражнения. В соответствии с возраст¬ными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная рабо¬та детей с раздаточным материалом.

Ожидаемые результаты:
По окончанию курса у ребенка должны быть сформированы фонематические процессы, навык правильного произношения и различения фонем родного языка, навык самоконтроля.
Данные результаты отслеживаются в соответствии с возрастными нормами речевого развития с использованием логопедических методик.

4. Список литературы:

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада. – М.: Лавра, 1993.

2. Ткаченко Т.А.
Если дошкольник плохо говорит. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.

3. Каше Г. А.
Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1971.

4. Нищева Н. В.
Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.: Детство – Пресс, 2003.

5. Фомичёва М. Ф.
Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.

6. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А.
Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М.: Сфера, 2008.

7. Иванова Ю. В.
Дошкольный логопедический пункт. М.: «Издательство Гном и Д», 2008.

8. Крупенчук О. В.
Научите меня говорить правильно! : пособие по логопедии для детей и родителей / СПб.: Литера, 2006.

9. Пожиленко Е. А.
Волшебный мир звуков: пособие для логопедов. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002.

10. Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской
Логопедия М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1998.