JM School Tools - шаблон joomla Авто

 

002

 

1.Пояснительная записка.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяетцелевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые
ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему?зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая
профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития.

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим речевые нарушения.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произноситьвсе звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формированиезвукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятым Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Декларацией прав ребенка;
- Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.
В основе деятельности учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений на данный момент лежат традиционные, классические программы:
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.
4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.
Цель программы – раскрыть пути формирования у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми родным языком в условиях учреждения.
Задачи программы:
- выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников;
- формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
- обучение родителей эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Адресат: обучающие, имеющие следующие речевые нарушения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи, начиная с четырех лет.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженнаяспособностьк анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Коррекционно-развивающая работа с ФФН строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей с ФФН, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФН)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близокк правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточнаясформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений: общей, тонкой и речевой моторики.
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Структура занятия:
- подготовительный этап;
- формирование произносительных умений и навыков;
- автоматизация звуков в речи;
- дифференциация звуков;
- развитие лексико-грамматических категорий и фонематических процессов (в зависимости от дефекта).

Учебный календарный график.

Нарушения речи Форма проведения занятия Продолжи
тельность занятия Число
занятий
в неделю Число
занятий
в год Сроки
обучения

Фонетическое
недоразвитие речи Индивидуальная 30 мин. 1 11-23 От 3 мес .
до6 мес.
Фонетико-
фонематическое
недоразвитие
речи Индивидуальная 30 мин. 1-2 30-60 1 год
Общее
Недоразвитие
речи Индивидуальная 30 мин. 2 60 От 1 года
До 2 лет

2.Учебно - тематическое планирование.

Учебно – тематическое планирование по коррекции фонетического недоразвития речи.

Направление
коррекционной
работы
Содержание коррекционной работы Кол-
во
часов

I этап. Подготовительный.
Специальный
комплекс
артикуляционных
упражнений.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики.
3

II этап. . Формирование произносительных умений и навыков
1. Постановка звука. Постановка звука проводится в следующей последовательности:
1. Свистящие [с],[з],[ц],[с],[з].
2. Шипящий [ш].
3. Соноры[л],[л].
4. Шипящий [ж].
5. Соноры[р],[р].
6. Аффрикаты[ч],[ц]
7. Шипящие [щ]. 8-20

2.Автоматизация
поставленного
звука. Автоматизация осуществляется в следующей последовательности:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах,
поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
3.Дифференциация звуков по сходному звучанию. К дифференциации звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их всё равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность: [с-з],[с-с],[с-ц],
[с-ш],[ж-з],[ж-ш],[ч-с],[ч-т],[ч-щ],[щ-с],
[щ-т],[щ-ч],[щ-ш],[р-л],[р-р],[р-л],[р-й],
[л-л].
Итого 11-23

Учебно – тематическое планирование по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи

Направления коррекционой работы Содержание коррекционной работы Кол-во часов
Коррекция звукопроизношения - Общая артикуляционная гимнастика 3
- Формирование произносительных умений и навыков 20
Формирование и развитие фонематического восприятия - Активация слухового
внимания 2
- Выделение звука из ряда
других звуков 2
- Выделение звука на фоне
слога 3
- Выделение звука на фоне
слова 3
- Определение места звука
в слове 4
- Определение
последовательности (порядка)звуков в слове. 4
-Определение количества
звуков в слове 4
- Составление слов из
заданной
последовательности звуков
(фонематический синтез)
5
Формирование
фонематических
представлений
- Собственно дифференциация фонем 5
- Формирование фонематических
обобщений
5
Итого 60

Учебно – тематическое планирование по коррекции общего недоразвития речи.
Количество
часов Лексическая тема Содержание работы
(формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование фонетической стороны речи)
Сентябрь
2 Осень Усвоение употребления в речи глаголов в разных временных формах, в единственном и множественном числе. Формирование номинативного словаря (словарь существительных) по теме «Осень».
Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении.
Развитие речедвигательного аппарата.

2 Овощи Закрепление категории родительского падежа множественного числа. Усвоение употребления в речи предложений со значением противопоставления.
Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.
Составление описательного рассказа «Помидор » по картинкам символам.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
Октябрь
2 Фрукты Употребление в речи предложных конструкций и категорий творительного падежа, усвоение употребления в речи предлога «возле». Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. Закрепление относительных прилагательных по теме «Составление сложных предложений со значением представлений». Составление рассказа – описания «Апельсин» по вопросам логопеда.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2 Сад – огород Составление сложных предложений с союзом «потому что».
Усвоение категории родительного падежа с предлогом «да».
Согласование числительных с существительными.
Рассказ - сравнение «Огурец и персик».
Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопительный речевой материал.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2 Перелетные птицы Формирование у детей обобщающего понятия «Насекомоядные».
Усвоение знаний детей о частях тела птицы. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых.
Составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.

2 Зимующие птицы Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами .
Активизация глаголов по теме. Закрепление знаний детей о частях тела птицы.
Составление рассказа – описания «Воробей» по опорным предметным картинкам.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
Ноябрь
2
Части тела Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом «для». Употребление грамматических категорий дательного падежа. Согласование существительных с числительными.
Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Сказка «Великан и гномик». Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2
Посуда Уточнить значение слов названий предметов посуды. Образование относительных прилагательных от существительных. Составление предложений со значением противопоставления.
«Сказка о чайнике». Выучить и придумать аналогичную сказку о каком – либо предмете посуды.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.

2
Продукты питания Употребление глаголов будущего времени. Усвоение употребления предлога «для». Составление предложений с однородными членами.
Пересказ рассказа «Что вкуснее?»
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2 Одежда, обувь, головные уборы. Развитие слухового внимания. Усвоение словаря по изучаемой теме, усвоение глагола надеть, подбор прилагательных к слову одежда. Знакомство с деталями одежды, обуви, головных уборов.
Усвоение категории родительного падежа. Усвоение конструкций с предлогом «с». Составление описательных рассказов.
Декабрь
6 Зима
Зимние забавы Подбор однородных определений к слову зима, образование новых слов. Усвоение категории родительного падежа.
Составление сложных предложений со значением противопоставления. Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче, чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало. Согласование числительных с существительными.
Пересказ рассказа «Гостья - зима» с опорой на вопросы логопеда. Усвоение переносного значения слов.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
Январь
2
Домашние животные Усвоение категории творительного падежа. Усвоение названий детенышей животных. Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Употребление притяжательных прилагательных. Подбор прилагательных к слову «животное».
Составление рассказа «лошадь» по опорным картинкам.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2 Дикие животные наших лесов Усвоение категории творительного и родительного падежа. Усвоение притяжательных прилагательных и падежных окончаний. Употребление конструкций с предолгом «с».
Составление рассказа - описания «Лиса».
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2 Рабочие инструменты Составление рассказа «Рабочие инструменты» по опорным картинкам. Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
Февраль
2 Дикие животные холодных и жарких стран Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам. Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что». Усвоение категории творительного падежа с предлогом «за». Дифференциация животных севера и юга.
Составление рассказа – сравнения «Белый медведь и жираф. Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2 Рыбы Подбор глаголов к слову рыба, формирование обобщающих понятий у детей. Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами – ище, - ища.
Составление по картинке рассказа - описания «Щука».
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2 Наш город Составление распространенных предложений, работа деформированными предложениями. Усвоение степеней сравнения прилагательных.
Составление рассказа - описания «Городок» по опорным предметным картинкам. Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2 Наша улица Озеленение нашей улицы. Парк, сквер, клумбы, газон. Знать, что деревья и цветы специально сажают и ухаживают за ними. Воспитание бережного отношения к посадкам. Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
Март
2
Весна Подбор прилагательных к слову весна. Составление сложных предложений с союзом «потому что». Установление причинно – следственных связей.
Составление рассказа «Пришла весна» с опорой на картинки символы. Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов
2
Мебель Подбор определений к слову мебель. Усвоение категории творительного падежа с предлогом «с». Употребление предлогов «для», «из», «со», «из-за», «из- под», «с». Составление предложений с предлогом «с». Составление предложений со значением противопоставления. Усвоение прилагательных в сравнительной степени.
Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2
Моя семья Формирование понятий о старших и младших членах семьи. «Расскажи о себе». Составление рассказа о своей семье, опираясь на картинки подсказки.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2
Профессии Образование существительных от глаголов. Подбор подходящих по смыслу определений. Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий.
Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам логопеда.
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
Апрель
4
Транспорт Составление предложений с предлогом «над» по двум опорным словам и картинкам. Усвоение глаголов с различными приставками. Подбор антонимов.
Составление рассказа - описания «Папа купил автомобиль». Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2 Дом и его части Подбор однородных сказуемых к слову дом. Усвоение категории творительного падежа с предлогами «с» и «со». Образование отыменных прилагательных.
Рассказ «Кто дома родился?». Употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2
Насекомые Подбор глаголов к слову насекомые. Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Употребление слов с увеличительными оттенками. Согласование существительных с числительными. Согласование числительных с существительными.
Рассказ «Как бабочка летала».Формирование усвоения предлогов «под», «из - под».
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
Май
4
Школа Образование существительных женского рода. Подбор родственных слов. Образование сравнительной степени прилагательных от наречий.
Чтение и пересказ Л.Н. Толстого «Филиппок».
Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
2
Лето Подбор прилагательных к слову лето. Составление предложений с предлогами «над», «между», «из - за», «около».Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Формирование нарушенных звуков и фонематических процессов.
Итого: 60

3.Система реализации программы.
Ведущим принципом данной программы выступает принцип комплектности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Также в программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.
Работа учителя-логопеда включает в себя следующие направления работы:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультирование;
- пропаганда логопедических знаний;
- взаимодействие с педагогами учреждения;
- взаимодействие с родителями воспитанников.
Диагностическая работа.
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения. Этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений.
То есть коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников ,включающий следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый.
Все результаты диагностики заносятся в речевую карту воспитанника. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальныхобразовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа.
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма.
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых и фронтальных занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогами и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, переключения с одного вида деятельности на другой создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактика конфликтов между детьми.
Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Консультирование.
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросам родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребёнка в речевом развитии. Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию речи.
Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников, которые не посещают данное учреждение.
Консультирование педагогов проводится в индивидуальной и групповой формах. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным ребёнком и его семьёй.

Пропаганда логопедических знаний.
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно - развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями не только через консультирование, но и через средства массовой информации, интернет и родительские собрания.

Перечень методических и методических материалов, используемых для занятий:
 Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

 Каше Г.А Исправление недостатков речи у дошкольников - .: «Просвещение»1971.

 Фомичева М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение»1989.

 Ткаченко Т.А.Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.

 Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н. Лиманская.

 Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.

Ожидаемые результаты реализации программы
Дети должны:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- владеть навыками словообразования: образовывать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи.

4.Литература:
1. Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В.Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.- М.:Лавра,1993.
2. Ткаченко Т.А.Если дошкольник плохо говорит.-М.:Издательство «ГНОМ и Д»,2005.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР /М.: «ГНОМ-ПРЕС», 1999.
5. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Конспекты занятий. Москва, ТЦ Сфера, 2005 год.
6. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
7. Филичева Т.Б. Коррекционноеобучение и воспитаниедетей 5-летнего возраста с общимнедоразвитиемречи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
8. Филичева Т. Б. Программакоррекционногообучения и воспитаниядетей с общимнедоразвитиемречи 6-го годажизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений/ Под ред. Л.С. Волковой – 5-е из; перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.М.:Просвещение,1989.
11. КрупенчукО.В.Научите говорить меня правильно!:Пособие по логопедии для детей и родителей/СПБ.:Литера, 2006.