JM School Tools - шаблон joomla Авто

 

 

001 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка _____________________________________2
2. Учебно-тематическое планирование ______________________________ 3
3. Система условий реализации программы __________________________5
4. Список литературы ____________________________________________ 6
5. Приложение___________________________________________________7

Пояснительная записка

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания ребенка среднего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Коррекционно-развивающие занятия стимулируют ребенка устанавливать активный контакт с окружающим миром. Необходимо, что бы во время занятий ребенок испытывал безопасность и эмоциональный комфорт. Это необходимое условие коррекции поведения.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования
Основной базой рабочей программы является программа Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А.«Коррекционно – развивающее обучение и воспитание».
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с РАС приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель программы:
Формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, формирование произвольной регуляции поведения.

Задачи программы:
1. Формирование эмоционального контакта в процессе эмоциональных игр, создание эмоционально положительного настроя;
2. Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
3. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности;
4. Воспитание интереса к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий педагогом;
5. Развитие целенаправленных предметно-практических действий с предметами в процессе игры;
6. Развитие социально-адаптивных функций, коммуникативных навыков (учить ребенка приветствовать других людей, прощаться, соблюдать правила поведения)

Адресат: дети 3-5 лет с расстройствами аутистического спектра и с задержкой психического развития. Занятия только индивидуальные.

Учебный календарный график:
Срок реализации программы 1 год. Начало занятий – 15 сентября – 1 октября, окончание – 30 апреля. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - до 20 минут.

Примерная структура занятий:
1 часть. Вводная.
Организационный момент: настрой ребенка на совместную работу, установление контакта с ним.
2 часть. Основная.
В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на формирование поведения, игровой деятельности, коррекции эмоционального состояния
3 часть. Заключительная.
Ритуал прощания: создание чувства сплоченность ребенка и взрослого, а также закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Учебно-тематическое планирование
№ Задачи Игры и упражнения Кол-во часов
1.
- Создание эмоционально положительного настроя.
- Формирование эмоционального контакта.
Приветствие «Ручки»
Игры с пальчиками « Про кулачок с ладошкой», «Тук-тук, хлоп-хлоп» и др.
Игра «Кто спрятался?»
Сенсорные игры «Стаканчики», «Вкладыши»
Прощание. 8
октябрь
2 - Формирование эмоционального контакта.
- Формирование способности к подражанию.
-Развитие мелкой моторики Приветствие «Ручки»
Имитация «Делай, как я» (повторение движений за взрослым)
Игра с куклой «Ласковый ребенок» и др.
Конструирование по образцу взрослого
Игры с пальчиками « Про кулачок с ладошкой», «Тук-тук, хлоп-хлоп» и др.
Сенсорные игры «Пирамидка», «Вкладыши»
Прощание.
8
ноябрь
3 - Формирование способности к подражанию.
- Развитие осознания себя, формирование схемы тела.
-Развитие мелкой моторики Приветствие
Имитация «Делай, как я» (повторение движений за взрослым)
Игра «Кто это?»
Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты».
Игра с куклой «Ласковый ребенок» «Где у куклы глазки?» и др.
Игра с пальчиками «Ладушки» и др.
Конструирование по образцу взрослого
Рисование
Сенсорные игры «Вкладыши»
Прощание. 8
декабрь
4 - Формирование способности к подражанию.
- Развитие слухового внимания
-Развитие мелкой моторики Приветствие
Имитация «Покажи животных» (повторение движений за взрослым)
Игры с мягкими игрушками «Покорми.., уложи спать… и др.»
Ритмические игры «Мы капусту рубим…», «Рыбка плавала в пруду..»
Игры с пальчиками
Игры с шумовыми инструментами: барабан, коробочки, с разным наполнением и др.
Рисование цветными карандашами, мелками
Сенсорные игры-вкладыши
Прощание.
6
январь
5 Развитие осознания себя, слухового внимания.
Учить устанавливать сходство предметов путем зрительного анализа.
Развивать мелкую моторику. Приветствие
Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»).
Игры с пальчиками
Соотнесение картинки и предмета, лото
Сенсорные игры – вкладыши.
Игры с шумовыми инструментами: барабан, коробочки, с разным наполнением и др.
Игры с прищепками
Рисование цветными карандашами, мелками
Прощание
8
февраль
6 -Развивать осознание себя, слухового внимания.
-Учить устанавливать сходство предметов путем зрительного анализа.
-Развивать мелкую моторику.
Приветствие
Пантомима (покажи как плачешь, как злишься, смеешься)
Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам)
Ритмические игры
Соотнесение картинки и предмета, лото
Сенсорные игры.
Игры с прищенками.
Игры с крупами
Прощание 8
март
7 - Формирование способности к подражанию.
- Развитие осознания себя, формирование схемы тела.
-Развитие мелкой моторики.
- Учить устанавливать сходство предметов путем зрительного анализа Приветствие
Пантомима (покажи как плачешь, как злишься, смеешься)
Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам)
Игры с пальчиками
Речедвигательные игры
Игра «Кого не стало?»
Игра «Принеси такую же»
Игры с крупами
Чудесный мешочек «Найди такой же».
Соотнесение картинки и предмета, лото
Рисование.
8
апрель
Итого 54

Система условий реализации программы.

Методические требования к занятиям:
— любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;
— объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, од ними и теми же выражениями;
— речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;
— не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
— после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка требует обязательного поощрения.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.
- Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
- Процесс развития и обучения опирается на развитие у ребенка базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
- Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
- Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Планируемые результаты освоения программы.

1. Ребенок эмоционально положительно настроен, хорошо идет на установление контакта
2. Продолжительность общения ребенка со взрослым увеличивается;
3. Появление целенаправленных совместных действий со взрослым ;
4. Появление интереса к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий педагогом;
5. Развитие целенаправленных предметно-практических действий с предметами в процессе игры;
6. Появление социально-адаптивных функций, коммуникативных навыков (ребенок приветствует взрослого, прощается, соблюдение правил поведения).

Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
7. Лютова Е.К Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых» Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми.
8. Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

Приложение
ИГРА «РУЧКИ»
Ход игры. Ребенок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

ИГРА «КТО СПРЯТАЛСЯ?»
Цель:учить фиксировать внимание ребенка на се¬бе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование:яркий платок.
Ход игры:
Педагог сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Педагог накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем педагог снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом педагог находится рядом или за спиной у ре¬бенка . Игру можно повторить несколько раз.

ИГРА «ЛАСКОВЫЙ РЕБЕНОК»
Цель: учить ребенка подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с взрослым.
Оборудование: Кукла
Ход игры:
Ребенок сидит на стуле перед педагогом. Педагог берет в руки куклу и показывает, как можно ее обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какая хорошая куколка. Я ее обниму, вот так. Посмотрю ей в глазки, улыбнусь вот так. Посмотри Анечка, как я ее обнимаю, вот так. Я смотрю ей в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Далее педагог вызывает к себе ребенка. «Ах, какая хорошая Анечка, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Взрослый предлагает ребенку повторить все свои действия только с куклой, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце задания педагог подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Анечка обняла куклу, посмотрела ей в глазки, улыбнулась. Вот какая Анечка ласковая девочка!».

ИГРА «ПОКАЖИ НОС»
Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Можно проводить как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Содержание:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

ИГРА «КТО ЭТО?»
Цель: формирование умения узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.
Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры:
Ребенок стоит перед зеркалом. Педагог указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (педагог с помощью жеста показывает на себя). Затем просит ребенка показать жестом на себя (и на педагога). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то педагог берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.
Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем педагог побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».

ИГРА «РАЗ-ДВА-ТРИ, ПОСМОТРИ»
Раз-два-три, посмотри,
Это – я, это – ты.
Участники рассказывают стихотворение, хлопая в ладоши и показывая на себя и других.
РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «РЫБКА ПЛАВАЛА В ПРУДУ»
Рыбка плавала в пруду.
Папа выловил одну.
Мама жарила полдня.
Ну а съел, конечно, я!
Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова соответствующими жестами.

ИГРЫ С КРУПАМИ
Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.
Прячем ручки
Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребенку присоединиться: “Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга, немножко колется, да?”
Прячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищем.
Игра «Покормим птичек».
Цель: развитие активности
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
«Рисование: горизонтальные линии»
Цель: улучшать контроль рук и развивать навык рисования. Задача: нарисовать три горизонтальные линии, соединяющие набор точек. Материал: бумага, цветной карандаш, маркер.
Процедура: используя маркер, подготовьте несколько рабочих листов, нарисовав 5—6 точек.
Возьмите руку ребенка и дайте ему цветной карандаш. Помогите поставить карандаш на точку слева и проведите его рукой линию до правой точки. Повторите это много раз.
Уменьшайте ваш контроль, когда вы почувствуете, что ребенок двигает карандашом сам. Награждайте ребенка после каждого законченного листа.
Когда ребенок научится рисовать достаточно прямую линию между двумя точками, постепенно увеличивайте расстояние между точками и делайте их более светлыми

ИГРЫ С РИТМАМИ
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.
В играх с ритмами используйте следующие приемы:
– хлопки в ладоши;
– топанье ножками;
– прыжки в определенном ритме;
– танцы;
– проговаривание текстов стихотворений;
– пение детских песенок.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Цель: учить ребенка чередовать кулак-ладонь.
Тук-тук- стучим кулачками
Да-да- бьём в ладоши
Можно к вам- кулачки
Рад всегда- ладоши

ИГРА «ПОГЛАДЬ ЗАЙКУ»
Психолог вместе с ребенком подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Зайки», при этом ребенок ее гладит, может взять на руки, прижаться к ней.