JM School Tools - шаблон joomla Авто

 

 

2019

Содержание:

1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематическое планирование
3. Система условий реализации программы
4. Список литературы

Пояснительная записка

Программа предназначена для детей 4-6 лет, имеющих отставание в развитии познавательной сферы, речевое недоразвитие, нарушение моторной сферы, задержку психического развития. Программа составлена с использованием тем программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» С.Г.Шевченко.
Занятия проводятся индивидуально или в группе (3 - 4 ребенка) 1 или 2 раза в неделю в течение 1-2 лет.

Цель: стимулировать развитие познавательной сферы ребенка, осуществить коррекцию (исправление или ослабление) негативных тенденций развития, провести профилактику (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей обучения.

Задачи:
- развитие кругозора, расширение словаря, обучение последовательному рассказыванию;
- развитие познавательных функций анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения;
- развитие зрительного и слухового сосредоточения, зрительной и слуховой памяти, внимания;
- развитие учебных действий: соблюдение инструкции, копирование образца; пространственная ориентировка;
- развитие моторики руки: пальчиковой подвижности, ловкости, развитие графо-моторных навыков, закрепление навыка работы с художественно- письменными принадлежностями;
- развитие общей моторики, двигательной координации;
- развитие познавательного интереса.

Адресат: детей 4-6 лет, имеющих отставание в развитии познавательной сферы, речевое недоразвитие, нарушение моторной сферы, задержку психического развития.

Учебный календарный график: занятия проводятся 1-2 раза в неделю; начало занятий с 15сентября – 1 октября; окончание занятий 30 апреля; длительность программы 1-2 учебных года.

Примерная структура занятий:
1. Вводная часть (настрой на работу) – несложное задание на складывание разрезных картинок, пазлов и др.
2. Задания на развитие кругозора и познавательных функций
3. Задания, игры на внимание или память
4. Задания на развитие моторики
5. Домашнее задание, игра по желанию ребенка.
По мере необходимости проводятся физминутки, упражнения на развитие общей моторики.

Учебно-тематическое планирование

№ Тема Примерное кол-во часов
33 (64) Игры и упражнения Наглядные пособия
1. Цвета 2 (4)
и на протяжении всех занятий
«Выбери нужный цвет», «Угадай, что разукрашено неправильно», рисование, лепка, аппликация разными цветами, цветные загадки. Пазлы «Узнай цвет», «Цветное лото», цилиндры-вкладыши, куб-вкладыш, мозаики, стаканчики-вкладыши, геометрический поезд, большая книга для занятий с малышами.
Пространственная ориентировка
1 (2) и на протяжении всех занятий «Разукрась стрелочки в разные цвета», «Выполни задание по инструкции», упражнения «Дотронься левого уха и т.д.», «Пройди по инструкции», «Графический диктант» Пособие «Веселые клеточки»
Геометрические фигуры, размер

1 (4)
и на протяжении всех занятий Соотнесение фигуры и отверстия, размера фигур, формы предмета и геометрической фигуры, классификация фигур, создание образов из геометрических фигур, «разделение» предмета на составляющие фигуры, «Цветное лото», домино «Цвет и форма», цилиндры-вкладыши, куб-вкладыш, мозаики, стаканчики-вкладыши, геометрический поезд, большая книга для занятий с малышами, дид. игры «Фигуры»,
«Веселая логика», «Геометрические формы».
Счет, решение задач 1 (2)
и на протяжении всех занятий Подбор числа к количеству предметов, счет разрозненных предметов, составление и решение задач по картинкам. Мягкие пазлы «Пчелка Майя», дид. игра «Слова и числа», «Решаем примеры», таблица с разнообразными картинками,
2. Времена года 3 (4) Рассматривание картинок, описание их, рисование осенних листьев, снеговика, подснежника и т.д., разукрашивание картинок о временах года, «Подбери картинки к осени (зиме, лету, весне)», аппликация Лото «Времена года», лото «Природные явления», сюжеты «Снеговик», «Снеговик и заяц», «Яблоня» и др.
3. Овощи 1(4) «Угадай по описанию», «Отгадай загадку», «Угадай, что изменилось», рисование, лепка овощей, разукрашивание картинок, «Разложи по порядку», релаксационное упражнение «Росток», «Правильным ли цветом разукрашен овощ?» Разрезные картинки, вкладыши, плакат «Овощи», лото, муляжи овощей, сюжет «Рост гороха»
4. Фрукты 1(3) «Угадай по описанию», «Отгадай загадку», «Угадай, что изменилось», рисование, лепка фруктов , разукрашивание картинок, «Разложи по порядку», «4-лишний», «Правильным ли цветом разукрашен фрукт?» Разрезные картинки, вкладыши, плакат «Фрукты», лото «Фрукты и ягоды», муляжи фруктов, сюжет «Яблоня», кубики (4 части)
5 Ягоды 1 (2) Загадки о ягодах, «Назови по картинке», «Сложи кубики»,
Рисование пальчиками, рисование ватными палочками, лепка, бусы из ягод рябины Лото «Фрукты и ягоды», кубики (4 части)
6 Цветы 1(2) Загадки о цветах, «Что изменилось», «Разложи по порядку», «4 – лишний», рисование цветов, аппликация, пластилинография, поделка из семян, «Узнай по описанию» Парные картинки «Цветы», круглая мозаика, сюжет «Мальчик выращивает цветы»
7. Деревья 1(2) Загадки о деревьях, «Что изменилось?», аппликация, рисование деревьев, «Сложи дерево по образцу» Парные картинки «Деревья», сюжет «Яблоня», шнуровка «Яблоня», геометрическая мозаика, счетные палочки.
8. Грибы 1(1) Лепка грибов, «Что изменилось», «Разложи по порядку», «4 – лишний», Парные картинки «Грибы», сюжет «Зайцы и грибок»
9.
Домашние животные 1(3) Классификация, «4-лишний», загадки о животных, «Кто чей детеныш», «Накорми животное», «Кто какую пользу приносит», разукрашивание, рисование, лепка животных, складывание из мозаики, «Составь рассказ по картинкам», «Как кричат звери», показ повадок животных, рисование по клеточкам, оригами «Собака», «Кошка».
Лото «Животные», пазлы «Домашние животные», набор предметных картинок с заданиями, шнуровки «Животные и их детеныши», «Накорми животных», «Кто где живет», мозаика, вкладыши «Дом животные», сюжет «Странная собака», «Не копай яму другому», «Пчела» и др.
Дикие животные наших лесов, дикие животные холодных и жарких стран 2(4) Классификация, «4-лишний», загадки о животных, «Кто чей детеныш», «Накорми животное», «Кто какую пользу приносит», разукрашивание, рисование, лепка животных, складывание из мозаики, «Составь рассказ по картинкам», показ повадок животных, рисование по клеточкам, оригами «Заяц», «Ежик», рисование по трафарету. Лото «Животные», пазлы «3 медведя», набор предметных картинок с заданиями, шнуровки «Кто где живет» и др., мозаика,
дид. игра «Чей малыш?», «Звери и их детеныши», сюжет «Находка», «Ежик в саду» и др.
Новогодний
праздник 1(2) Разукрашивание рисунков к Новому году, изготовление елочных украшений, аппликация, пластилинография, задания на сравнение, на выделение геометрических фигур, составление рассказа по сюжетным картинкам. Сюжет «Подарок»
Птицы, перелетные и зимующие птицы 2(3) «Разложи картинки по порядку», Классификация «Разложи птиц по группам», «4 – лишний», «Найди по описанию», лепка, рисование, разукрашивание, «Сложи по образцу», рисование по клеточкам (петух, гусь, утка, страус и др.), пальчиковая гимнастика «Птичка и птенцы» Парные картинки «Птицы», лото «Птицы», разрезные картинки, сюжет «Цыпленок», «Зонтик и птица», «Птенец», круглая мозаика.
Рыбы 1(1) Рисование, лепка, аппликация рыбок, оригами, классификация картинок, сравнение картинок, «4-лишний», Игра «Рыбалка»
Насекомые 1(2) Классификация, «4-лишний», «Сложи по образцу», «Укрась по образцу», «Графический диктант» Лото «Насекомые», мозаика, пособие «Веселые клеточки»
Игрушки 1(2) «Угадай, что изменилось», «4-лишний», «Разложи картинки по порядку и составь рассказ», сложи кубики, «Вложи фигурку в свое окошко». Сюжет «Девочка и кукла», лото «Для самых маленьких, стаканчики- вкладыши, пазлы «Что к чему?», набор предметных картинок с заданиями, куб-вкладыш, цилиндры-вкладыши., кубики.
Посуда 1(2) «4-лишний», украшение посуды по образцу, рисование по клеточкам, составление рассказа по сюжетным картинкам, лепка посуды, игра с посудой. Предметные картинки, сюжет «Обед», стаканчики-вкладыши, пособие «Волшебная посуда»

Продукты
питания 1(2) Классификация картинок, «4-лишний», сравнение картинок, Лото «Что из чего», пазлы «Что из чего», лото «Мир вокруг нас», карточка «Что съел попугай».

Одежда, обувь,
головные
уборы 3(4) «Соотнеси силуэт и предмет одежды (обуви)», «4-лишний», классификация, разукрашивание по образцу, аппликация «Укрась платье», «Кому какая обувь (одежда, головной убор) подходят», «Разложи картинки по порядку». Лото «Мир вокруг нас», сюжет «Мальчик одевается», картонная кукла с набором одежды..
Дом и его части,
мебель 1(2) Классификация, выделение лишнего, рисование по клеточкам, Лото «Моя квартира»
Транспорт, виды транспорта 1(3) «Собери из частей целое», выделение лишнего, «Разложи по порядку и составь рассказ», Пазлы «Машина», «Самолет», кубики «Машины», предметные картинки, мозаика, игрушки машинки, лото «Автомобили», сюжет «Белкина находка»,
Профессии, рабочие инструменты
1(3) «Угадай, чей это предмет», составление рассказа по картинкам, рисунок своей будущей профессии, загадки о профессиях, имитация движений, действий человека в профессии, «4-лишний». Лото «Профессии», игра «Знаю все профессии», лото «Кем быть», пазлы «Пожарная машина», сюжет «Пожар»,
Музыкальные инструменты 1(1) «4-лишний», имитация игры на музыкальных инструментах, повторение ритма ударов барабана Набор предметных картинок

Система условий реализации программы

При организации занятий с целью их наибольшей эффективности стремиться тому, чтобы ребенку было интересно заниматься. Для этого следует использовать игровые моменты в занятии, опираться на познавательные интересы самого ребенка, особенно первое время, использовать как можно больше наглядности. При этом наглядность должна предполагать активное действие со стороны ребенка.
Предлагая ребенку те или иные задания, которые он выполняет руками, очень важно добиваться озвучивания, проговаривания своих действий. В дальнейшем стремиться к тому, чтобы ребенок сначала говорил план своих действий, а потом делал. Т. Е. необходимо стремиться к программированию, планированию своей деятельности.
Для стимулирования ребенка к работе можно использовать разного рода поощрения. Например, возможность поиграть в любимую игру после того, как ребенок выполнит данное педагогом задание. Можно ввести систему накопительных поощрительных бонусов.
С целью закрепления развиваемых у ребенка навыков, умений используется домашнее задание, а также предлагается родителям те игры и упражнения, которые выполнялись на занятии использовать для работы дома..

Примерный конспект занятия по теме «Ягоды» (из тематического плана на 64 часа)
Цель: развитие познавательной сферы ребенка.
Задачи: закрепление обобщающих понятий «овощи», «фрукты», «ягоды»; развитие универсальных логических действий: классификации, обобщения; развитие критичности мышления; развитие мелкой моторики руки.
Материалы: Разрезная картинка из 6 частей с любым изображением по теме занятия, предметные картинки по темам «овощи», «фрукты», «ягоды» (по 4-5 картинок), две картинки для раскрашивания с изображением по теме занятия, одна из которых раскрашена в неправильные цвета.
Ход занятия
1. Приветствие ребенка, настрой на занятие – складывание разрезной картинки.
2. «Классификация»
Перед ребенком лежит стопка картинок. Инструкция: Разложи картинки по кучкам, что к чему подходит. Когда ребенок берет из стопки несколько картинок, его нужно остановить и задать вопрос: «Какие из этих картинок можно объединить? Почему?» Весь ход выполнения задания ребенок должен сопровождать речью, называя картинку и объясняя, почему он кладет ее в ту или иную кучку.
3. «Найди лишнюю картинку»
Инструкция: Ты сейчас закроешь глаза. А я подложу в одну из кучек лишнюю картинку. Тебе нужно угадать, какую лишнюю картинку я подложила. Какая картинка лишняя? Как ты догадался?
К разложенным на столе картинкам с овощами подкладывается картинка с ягодой или фруктом и т.д. Обязательно нужно добиться, чтобы ребенок правильно объяснил выбор лишней картинки, называя обобщающее слово.
( Такая последовательность упражнений «Классификация» и «4-й лишний» очень хороша, когда ребенок не понимает смысл упражнения «4-лишний», не может выделить картинку, используя существенный признак.)
4. «Что напутал художник?»
Ребенку предлагается рисунок, на котором перепутаны цвета овощей, фруктов и ягод: морковка – зеленая, огурец, лимон – красный, клубника – синяя и т.д., но есть и рисунки с правильным цветом.
Инструкция: На картинке нарисованы овощи, фрукты и ягоды. Правильно ли нарисовал их художник? (Нет) Почему? Какого цвета они должны быть?
Исправь ошибки художника, разукрась картинку правильно. Но прежде давай подготовим твои пальчики к рисованию.
5. Пальчиковая гимнастика с карандашами
- Массаж внутренней поверхности ладони путем прокатывания между ладонями 2-х карандашей.
- Катание карандаша между большим и указательным пальцем, между большим и средним и т.д. на одной руке, потом на другой руке или на двух руках одновременно (если ребенок уже освоил это упражнение).
- Вращение карандаша тремя пальцами на столе.
6. Разукрашивание картинки в правильные цвета
Ребенок выполняет задание на занятии столько времени, сколько ему захочется.
7. Завершение занятия.
Психолог хвалит ребенка за хорошо выполненные задания и предлагает, если тот захочет, поиграть с ним в игру, которую ребенок выберет самостоятельно.
Домашнее задание: Разукрасить рисунок до конца.

Методы оценки эффективности программы
1. Методика «4-й лишний»
Цель: оценить уровень развития умения, находить существенный признак, обобщать, классифицировать, оценить умение называть обобщающее слово.
2. Методика « Разрезные картинки»
Цель: оценить уровень развития зрительного восприятия, умения анализировать и синтезировать.
Картинки предлагаются от более легкой (2 части) к более трудным (5-6 частей). Ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
3. Упражнение – игра «Чего не стало?»
Цель: оценить объем внимания, зрительного запоминания.
Сначала предлагается заведомо большее количество картинок, которые ребенок сможет запомнить. Затем после закрывания одной картинки, убирается по одной картинке до того момента, как ребенок сможет ответить на вопрос. Фиксируется количество картинок.
4. Методика «Заучивание слов»
Цель: оценить объем слухового запоминания и слухового внимания.
Методика предлагается «говорящим» детям. Количество слов может быть от 6-ти до 10-ти.
5. Упражнение – игра « Пройди по дорожке» (рисование линий)
Цель: оценить уровень развития графо-моторных навыков.
6. Методика «Домик» (для детей 6-ти лет)
Цель: оценить уровень развития графо- моторных навыков, уровень развития внимания.
Диагностическое обследование проводится при поступлении (первичное), после полугода занятий (контрольное) и в конце учебного года (заключительное).
Планируемые результаты освоения программы
Расширение кругозора, словарного запаса, улучшение познавательных функций мышления, улучшение памяти, внимания, улучшение моторики руки, улучшение познавательного интереса.

Список литературы

1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под ред. С.Г. Шевченко, М., Школьная пресса, 2004.
2. Т.В. Пятница. Лексика + Грамматика = … Мозырь: Белый Ветер, 2011.
3. О.И. Крупенчук.. Пальчивые игры.
4. Я.Ю. Позднякова.. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики..
5. С.М. Мельникова, Н.В. Бикина. Игротека речевых игр. М.., Издательство ГНОМ и Д.,2007.
6. Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. М.., Издательство ГНОМ и Д., 2007.