JM School Tools - шаблон joomla Авто

 

2

Содержание

1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематическое планирование
3. Система условий реализации программы
6. Примерные образцы занятий
7. Список литературы
8. Приложение 1.

Пояснительная записка

Психологическая подготовка детей к школе –
важнейшее условие их учебных предметов.

Быть психологически готовым к какой-либо деятельности – это значит обладать такими психологическими способностями (а не конкретными навыками), которые позволят успешно осваивать эту деятельность. Что же необходимо для того, чтобы первоклассник научился учиться?
Во-первых, достаточный для данного возраста уровень познавательного развития. На момент поступления в первый класс ребенку нужно иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти речи, знаний и представлений о мире. Желательно, чтобы он умел понимать не только бытовую, но и более сложную, наукообразную речь. Необходим высокий уровень развития мелкой моторики рук, хорошие графические навыки.
Во-вторых, умение работать по инструкции взрослого – произвольность. В отечественной психологии это качество называют «потеря непосредственности». Ребенок должен делать не только то, к чему возникло импульсивное желание, но и то, что требует от него ситуация. Первокласснику следует подчиняться не желаниям, а правилам. Без этого успешное обучение невозможно. Не случайно, всем знакомое слово «дисциплина», происходит от латинского слова «ученик».
В-третьих, полимотивированное желание быть школьником и учиться – школьная мотивация. В норме в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте учебная мотивация и желание быть школьником (взрослым, серьезным, обладающим новыми правами, обязанностями и даже школьными принадлежностями) являются самыми сильными среди прочих мотивов.
Наконец, необходимо умение адекватно и продуктивно сотрудничать с партнерами по учебной деятельности: учителем и одноклассниками, - социально-психологическая готовность к школе.
Эти составляющие психологической готовности к школе инвариативны и независимы ни от меняющихся стандартов образования, ни от специфики конкретных образовательных программ.
Данная рабочая программа основана на программе психолога ГБОУ №838 г. Москва, канд. псих. наук М.В. Фокиной.
Цель программы: развить познавательную, волевую, мотивационную и социально-психологическую готовность детей к школе.
Задачи:
1. Создать условия для развития произвольности деятельности (умения следовать правилу, инструкции, соблюдать заданные требования к работе); формирования желания посещать школу, стать школьником, а также стремления следовать правилам и нормам поведения в школе.
2. Развить познавательную сферу дошкольников: произвольное внимание (повышение объема внимания и способности к его концентрации); память; словарный и понятийный запас; фонематический слух (что немаловажно для обучения письму и чтению); артикулярный аппарат (значимо для устной и письменной речи); зрительное восприятие (умение ориентироваться на листе, анализировать пространство листа); логическое мышление через тренировку навыков сравнения, обобщения, нахождения общего и отличий, выделения главных и второстепенных признаков; навыки рассуждения, формулировки вывода; творческие способности и воображение; мелкую моторику руки, навыки графической деятельности.
3. Развить социально-психологические умения детей: навыки публичного устного ответа, коллективной работы, самооценивания и взаимооценивания; способность к взаимопониманию и самовыражению; установки на взаимопомощь и взаимоуважение, на позитивное социальное самопроявление.

Категория детей: Все дети подготовительной группы детского сада и дети первого года школьного обучения, показавшие низкий и ниже среднего уровень готовности к школе.
Учебный календарный график:
С детьми подготовительной группы занятия целесообразно проводить во втором полугодии учебного года. С детьми первого класса – в первом полугодии. Занятия с детьми 1-го класса можно проводить в малой группе или индивидуально.
Объем программы - 30 коррекционно-развивающих занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут.

Требования к помещению: отдельное помещение, в котором можно осуществлять разные формы работы с детьми.

Количество детей в группе: до 15 человек – для детей детского сада, 1-4 для первоклассников.

Примерная структура занятия
- Ритуал приветствия. Объявление темы занятия.
- Основная часть – упражнения, направленные на решение задач данного занятия.
- Физминутка – упражнения на общую и мелкую моторику.
- Игровая часть – игры, направленные на решение задач данного занятия.
- подведение итогов занятия, ритуал прощания.

Учебно-тематическое планирование

№ Тема занятия Цель Содержание занятия
1. Будем дружить! Знакомство участников группы Игры: «Знакомство», «Цветы»
Упражнение «Солнышко»
2. Выполняем по правилам Развить произвольность Упражнение «Раскрась», «Скопируй», «По команде»
3.
Помню о правилах
Развить произвольность Игры: «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить», «Хрустальная ваза»
4. Узоры под диктовку Развить произвольность Упражнение «Графический диктант».
Игра «По хлопку»
5. Будь внимателен Развить произвольное внимание Упражнения: «Кто это, что это?», «Нелепицы»
Игры: «Пол, потолок, нос»
6. Самые внимательные Развить произвольное внимание Упражнения: «Только черточки», «обведи похожий», «Дорисуй симметрично», «Слова по кругу»
Игры: «Передай мяч»
7 Мы внимательно глядим Развить внимание и зрительное восприятие Упражнения: «Муха», «Что перепутал художник»
Игры: «По команде»
8. Внимательные глазки, умелые ручки Развить зрительное восприятие Упражнения: «Составь фигуру», «Третий, седьмой, девятый»
Игры: «Хрустальная ваза»
9. Умные глазки Развить зрительное восприятие Упражнения: «Лабиринты», «Узор под диктовку»
Игры: «Меняются те, кто…»
10. Слушаю внимательно, работаю отлично Развить слуховое восприятие Упражнения: «Кто внимателен», «Повторяй-ка», «Узор по клеточкам», «Один-много»
Игры: «Озвучим фильм»
11. Умники и умницы Развить мышление Упражнения: «Сходство и отличие», «Хлопки»
Игры: «Что ты запомнил?»
12. Думаем и решаем Развить интеллект Упражнения: «Сходство и отличие», «Ритм»
Игры: «Вспомни друга»
13. Рассуждаю и понимаю Развить мышление Упражнения: «Повторяй-ка», «Слова по кругу», «Повтори за ведущим»

14. Мыслим и видим Развить интеллект Упражнения: «Кляксы», «Разложи по порядку»
Игры: «Самый…»
15. Высокий интеллект Развить мышление Упражнения:«Разложи по порядку»
Игры: «Ракушки», «Меняются те, кто…»
16. Рассуждаем, понимаем Развить интеллект Упражнения: «На букву», «Повторяй-ка», «Разложи по порядку»
Игра-пантомима «Что я люблю делать»
17. Юные творцы Развить творческие способности Упражнения: «Повторяй-ка», «Не может быть», «Чего не хватает?» , Незаконченный рисунок»
Игры: «Меняются те, кто…»
18. Талантливые художники Развить творческие способности с помощью визуальных задач Упражнения: «Дорисуй узоры», «Повторяй-ка», «Мягкий-твердый», «Спрятавшиеся звери»
Игры: «Лишний стул»
19. Мастера запоминания Развить память
Упражнения: «Угадай предмет», «Нарисуй по памяти картинку»
Игры: «Хрустальная ваза»
20. Я все помню! Развить память Упражнения: «Ритм», «А что еще?», «Запомни и найди»
Игры: «Разведчики», «Мигалки»
21. Говорим правильно Развить речь, артикуляционный аппарат, понятийный запас Упражнения: «Повтори звуки», «Укрась слово», «Скороговорки», «Найди общий признак»
Игры: «Передача воображаемого предмета»
22. Решение задач Развить логическое мышление Упражнения: «Сигнальщики», «Ласковое название», «Найди девятый»
Игры: «Инициатор движения»
23. Умные слова Развить речь Упражнения: «Повторяй-ка», «Бывает – не бывает»
Игры: «Путаница», «Сказка с ошибками»
24. Мы много знаем! Развить понятийный запас Упражнения: «Быстро назови»,
Игры: «Кто больше», «Карлики и великаны»
25.
Исключи лишнее Развить логическое мышление Упражнения: «Повторяй-ка», «Четвертый лишний», «Придумай задание»
Игры: «Космонавты»
26. Творческие натуры Развить воображение Упражнения: «Топ-хлоп», «Дорисуй и раскрась»
Игры: «Успей подобрать»
27. Школьник и дошкольник Познакомить с правилами школьной жизни Беседа «Школьник и дошкольник»
Упражнения: «Урок или перемена», «Что в портфеле»
Игры: «Шишки, желуди, орехи»
28. Самый лучший первоклассник Познакомить с правилами школьной жизни Беседа «Самый лучший первоклассник»
Упражнения: «Для чего ходят в школу»
Игры: «Лишний стул»
29. Оценка Познакомить с правилами школьной жизни Беседа «Первые оценки»
Упражнения: «Правила поведения в школе»
Игры: «Снежинки»
30.
Учимся работать дружно Развить умение сотрудничать Упражнения: «Один или два», «Делаем вместе», «Рукавички»
Игры: «Цепочка», «Воображаемый подарок»

Система условий реализации программы
Занятия носят игровой характер. Необходимо использовать большое количество наглядного материала.
Занятия рассчитаны, в первую очередь, на детей, испытывающих адаптационные трудности при поступлении в школу: нехватку мотивации, эмоциональные сложности, неразвитую произвольность, проблемы в усвоении школьной программы. Но по желанию родителей занятия могут быть предложены и благополучно адаптирующимся детям. Участие в программе добровольное, но родителям и педагогам следует помнить, что наибольшая эффективность достигается систематичностью занятий.
Оптимальное количество детей на занятии 6 – 8, это необходимо для того, чтобы каждый ребенок имел возможность высказаться, проявить себя в упражнениях и играх. Правило «каждый ребенок обязательно участвует в каждом упражнении» соблюдается неукоснительно и может нарушаться в исключительных случаях.

Отслеживание результативности программы
Для детей дошкольников «Диагностика готовности к школе»
Для первоклассников «Диагностика адаптации учащихся к школе» (анализ по факторам: произвольность, мотивация учебной деятельности, интеллектуальная деятельность).
Планируемые результаты освоения программы:
Повышение познавательной, волевой, мотивационной и социально - психологической готовности детей к школе.

Примерные образцы занятий

Занятие 5 «Будь внимателен!»
Задачи:
1. Развить произвольное внимание.
2. Повысить скорость ответа, формировать умение быстро актуализировать знания.
3. Развить речь.
4. Тренировать навыки публичного устного ответа.
5. Развить мелкую моторику руки.
6. Сплотить коллектив.
Материал: маленький мяч, картинки «Нелепицы» (по числу детей), цветные карандаши.

Ход занятия
1. Ритуал приветствия, сообщение темы занятия, ее актуальности
2. Упражнение «Кто это, что это?»
Педагог- психолог: Я прошу вас сейчас осмотреть все вокруг: и наш кабинет и ребят. Теперь я буду быстро бросать мяч кому-то из вас и задавать вопрос. Тот, у кого мячик должен как можно быстрее ответить на мой вопрос Понятно? Начинаем!
Назови и покажи мне что-то в кабинете, имеющее красный цвет (что-то из стекла, мальчика, у которого на одежде есть пуговицы, что-то тяжелое, то, что может открываться и закрываться, то, чего не бывает в обычной квартире, то, что можно легко передвинуть на другое место, что-то белого цвета, девочку с косичкой и т.п.)
3. Упражнение «Нелепицы»
Детям выдаются картинки «Нелепицы».
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите внимательно на эту картинку. Она называется «Нелепица» Как вы думаете, почему? (ответы детей) Потому, что на ней нарисованы нелепые события; то, чего не может быть. Кто нашел что-то нелепое? Поднимаем руку, отвечаем….
Психолог следит, чтобы дети давали ясные, полные, развернутые ответы с обоснованием того, почему относят деталь к нелепицам.
Затем дети обводят на своих картинках все нелепицы.
4. Физкультминутка
Детям предлагается сделать зарядку для пальчиков «Борцы» - сцепить мизинцы друг с другом и «побороться». То же самое сделать и с другими парами пальцев, приговаривая: «Цы-цы-цы, борются борцы».
Затем выполняется упражнение «Черепаха» - имитация пальцами ползания черепахи.
Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят черепахи.
5. Игра «Пол, потолок, нос»
Дети встают в круг. По команде педагога-психолога «пол» они указывают пальцем на пол, «потолок» - на потолок, «нос» - дотрагиваются до носа.
Педагог-психолог: Вы должны смотреть на меня и слушать. Я буду давать команды, что-то показывать. Например, я скажу «пол» и покажу на пол. Но могу при этом показать и на потолок и на нос, чтобы сбить вас. Ваша задача не сбиться . кто собьется – выйдет из круга.
6 Подведение итогов занятия.
Педагог-психолог: Какие упражнения вам понравились? Что Вам удалось лучше всего? Как вы думаете, вы можете считать себя внимательным человеком?
Чтобы быть внимательным надо постоянно тренировать свое внимание.

Занятие 21 «Говорим правильно»
Задачи:
1. Развить фонематический слух
2. Развить речь, дикцию
3. Тренировать навыки публичного устного ответа.
4. Развить мышление – умение выделять и называть общий при знак между двумя понятиями.
5. Развить коммуникативные навыки.
Материал: маленький мяч.

Ход занятия
1. Ритуал приветствия, сообщение темы занятия, ее актуальности.
2. Упражнение «Повтори звуки»
Детям предлагается четко и громко повторять за педагогом-психологом следующие звуки:
Ха, хо, ху, хэ, хы, ах, ох, ух, эх, ых
Аха, охо, уху, эхэ, ыхы.
Хва, хво, хву, хвэ, хвы.
Хло, хлу, хли, хлы, хлю, хлэ.
За-за-за. Зу-зу-зу. Зэ-зэ-зэ.
Зы-зы-зы. Зю-зю-зю.
Аль, оль, уль, ыль.
Яль, ёль, юль, иль, ель.
Лю, ля, ли, ле.
Бра, вра, гра, кра.
Бру, гру, пру, кру, тру, фру.
3. Упражнение «Укрась слово»
Педагог-психолог: Сядем в круг. Сегодня мы начнем с того, что будем украшать слова – то есть подбирать к ним различные определения. Например, придумайте определения к слову «мама». Мама – она какая?... Добрая, красивая, веселая. Это и есть определения. Я называю вам слово и передаю мяч первому человеку в нашем круге. Он называет определение и передает мяч соседу. Тот придумывает новое определение к слову , и так далее. Итак, начинаем! Осень …Какая она? (дом, цветок, собака, еда, мультфильм).
4. Упражнение «Скороговорки»
Педагог-психолог: Сейчас мы будем произносить скороговорки. Я произношу скороговорку, Я произношу скороговорку, вы по очереди по кругу повторяете ее за мной. Тот, кто сбился, быстро встает со стула. Трижды хлопает в ладоши и садится на стул. Начали!
У елки иголки колки.
Ткач ткет ткани на платье Тане.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Водовоз вез воду из водопровода.
Подал грабли крабу краб.
Саша шапкой шишку сшиб.
Сорока со скоросоковыжималкой.
5. Упражнение «Найди общий признак»
Педагог-психолог называет пару слов и бросает мяч одному из детей. Тот, кто поймал мяч, должен назвать общие признаки этой пары6 кошка и собака (мама и папа, машина и самолет, вишня и банан, стрекоза и вертолет, зонт и цветок, ваза и люстра, вода и бензин, зуб и глаз, комар и пуля, соль и вода).
5. Физкультминутка
6. Игра «Передача воображаемого предмета»
Дети по кругу передают воображаемое (это может быть мяч, котенок, вода, мороженное), при этом «изменяя» его форму, вес, размеры, показывая пантомимикой и мимикой свое отношение к нему.
7 Подведение итогов занятия.

Список литературы
1. Справочник педагога-психолога. 7,2016.
2. Ирина Артюхова. Профилактика дезадаптации первоклассников. - М., Чистые пруды, 2008.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе.- М., Дрофа, 2004.

Приложение 1.

«Диагностика адаптации учащихся к школе»
Фактор «Произвольность»
1. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например. Знает все марки машин) – 1 балл.
2. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения – 2 балла.
3. Допускает много ошибок при списывании – 2 балла.
4. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало – 2 балла.
Фактор «Мотивация учебной деятельности»
1. Приносит в школу игрушки и играет на уроке – 1 балл.
2. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума, не стремится узнать, что-то рассказать – 1 балл.
3. родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки – 1 балл.
4. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах – 2 балла.
5. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий (рука болит и пр.) – 2 балла.
Фактор «Интеллектуальная деятельность»
1. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности – 1 балл.
2. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.) – 1 балл.
3. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание – 2 балла.
4. Затрудняется применять ранее усвоенные навыки, понятия при объяснении учителем материала – 2 балла.
5. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное – 2 балла.
6. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так кА основные навыки и понятия у него не сформированы – 2 балла.
Обработка результатов.
Педагог выделяет имеющиеся у ребенка особенности поведения, подсчитывает сумму полученных баллов. Коэффициент дезадаптации подсчитывается по формуле: набранная сумма баллов делится на максимальную сумму и умножается на 100%.
- Показатель до 14% является нормальным, не дает возможности говорить о каком-либо неблагополучии.
- Показатель от 15% идо 30% говорит о средней степени дезадаптации.
- Если коэффициент выше 40%, свидетельствует о высокой степени дезадаптации.