JM School Tools - шаблон joomla Авто

 

 

rmt

 

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………....3
2. Учебно-тематический план…………………………….....5
3. Система условий реализации программы……………… 12
4. Список литературы……………………………………….13
5. Приложение №1…………………… ……………………. 14

Пояснительная записка.

Истоки способностей
и дарования детей
– на кончиках их пальцев

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.
Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой ).
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно- практических действий.
Задачи: Обучающие:
1.Учить детей владеть графическими навыками:
а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо, б) обводить контуры предмета по точкам,
в) дорисовывать предметы,
г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами). 3. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Адресат: дети 3-4-х лет с развитием мелкой моторики в соответствии возраста, дети 4-5 лет с проблемами развития мелкой моторики и движений пальцев рук.

Календарный учебный график:
Срок реализации программы: 7 месяцев, октябрь- май.
Форма и режим занятия: реализация коррекционно-развивающих занятий может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20 - 30 минут. Всего 32 занятия, где 2 занятия являются диагностическими.
Требования к помещению: просторная комната с хорошим освещением или дополнительным светом, в которой можно сесть за стол порисовать, поработать с карандашом, с пластилином. И заняться творческой деятельности.
Количество детей: 3-6 человек
Примерная структура занятия:
- приветствия
- пальчиковая гимнастика
- самомассаж
- основная часть – игр и упражнений, направленных на решение задач данного занятия (пластилинография, работа с трафаретами, оригами, аппликации, штриховки, вырезание ножницами, дорисовка, работа с крупой нанизывание бус пуговиц и т.д.).
- подведение итогов – оценка занятия
- прощания.
Отслеживание результатов программы:
Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
- тактильные ощущения
- координация движения
- графические навыки.
- динамические упражнения
Прогнозируемые результаты программы:
- правильно сидеть за столом, правильно располагать лист бумаги, держать карандаш;
- свободно работать карандашом и кистью;
- рисовать кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи (цветовое пятно, штрихи, волнистые линии);
- узнавать предметы и качества на ощупь, определять предметы и качества предмета деревянный, железный, пластиковый. Узнавать форму и качество предмета геометрические фигуры разной формы и качеств, муляжи овощей, фруктов;
- самостоятельно собирать бусы из разноцветных бусинок;
- без труда уметь повторить за педагогом упражнения на координацию движения, например «Ладонь-ребро-кулак»;
- различать левую и правую руку, название пальцев;
- самостоятельно выполнять самомассаж и пальчиковую гимнастику;
- самостоятельно обвести карандашом рисунок точно по линии. Не отрывая карандаша от бумаги;
- работа с ножницами, правильно держать и уметь вырезать не сложную фигуру (круг, треугольник, квадрат)

Учебно–тематический план
Тема занятий Цель занятий содержание
1.Диагностика. Выявление ведущей руки Упражнения 1. «Кольцо» 2. «Коза» 3. «Заяц» 4. Вырезание ножницами 5.Обрывание листа бумаги 6. Узнавание предмета и качества 7. Узнавание формы и качества 8.Вдевание шнурка в дырочки 9. Упражнение «Ладонь-ребро-кулак» 10. «Езда по дорожке» 11. Обведи рисунок по линии
2. «Детский сад и игрушки». Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) 3. Раскрашивание игрушек.
3. «Детский сад и игрушки» Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики», 2. Игра «Что это?». (определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка). 3. Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».
4. «Осень» Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев. 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2.«Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. «Осеннее дерево».
5. «Огород». «Овощи». Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. 1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». (Выбрать только овощи). 2. Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»
6. «Сад». «Фрукты». Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты»
7. «Ягоды» Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. 1. Пальчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)
3. Пластилинография. «Клубника».
8. «Дом. Семья» Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки. 1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.
9. «Мебель, квартира». Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память. 1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 2. Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.
10. «Зима». Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. 1.«Построим горку для зверушек из снежных комков» (изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями). 2. Игра «Что лишнее и почему?» 3. «Сказочный домик» (оригами)
11. «Зимние забавы» Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скатывать шарики из салфеток. 1. Хороводная игра «Снежная баба» 2. Игра с пробками «Лыжи» 3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток
12. «Новый год». Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. 1. Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку). 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. 3. «Елочная игрушка» (оригами).
13. «Новый год» Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник 1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка» 2.Рисование по точкам «Елочка» 3. Нарядная елочка (оригами)
14. «Зимующие птицы». Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами 1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2. Пальчиковая игра «Снегири» 3. «Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.
15. «Домашние животные» Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. 1. «Маленький конструктор»- выкладывание из геометрических фигур животных. 2. Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.
16. «Домашние птицы» Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. 1. «Накормим птичек»- скомкать бумагу в маленькие комочки. 2. «Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок» (штриховка)
17. «Транспорт» Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги 1. Рисуем машину пальчиками на крупе. 2. Игра «Назови вид транспорта и его назначение» 3.«Машина» (оригами)
18. «День Святого Валентина» Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой 1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек. 3. Изготовление Валентинки из бумаги.
19. «Наша Армия». Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях 1. Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2. Пальчиковая игра «Солдаты». 3. Штриховка «Танк».
20. «Весна» Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. 1. «Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе. 2. Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.)
3. Аппликация из пшена «Солнышко»
21. «Мамин праздник» Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги 1. Завязываем бантик на подарке. 2. Смотать клубок для бабушки. 3.Открытка для мамы. (оригами)
22. «Комнатные растения» Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. 1. Лепим цветы из пластилина. 2. Обрывание цветка по контуру. 3.Штриховка цветка в горшке.
23. «Дикие животные» Продолжать работать над развитием зрительно- моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. 1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. 2. Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест. 3. Штриховка диких животных. Показать новый вид: клубок.
24. «Перелетные птицы» Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. 1. Пальчиковая игра «Встреча птиц. 2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек по принципу «колодца» 3. Обвести птицу по трафарету и вырезать.
25. «Весенние цветы» Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой. 1.Упражнение «Мотылек». 2. Работа с трафаретами (в парах), 3. Коллективная аппликация «Весенний луг».
26. «Мой город» Упражнять в работе с трафаретами. Учить ориентироваться на микроплоскости. 1.Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка. 2. Пальчиковая гимнастика «Дом». 3. Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.
27. «Правила дорожного движения» Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. 1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2. Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3. Пластилинография «Светофор»
28. «Рыбы» Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином 1. Пальчиковая игра «Рыбка» 2. Упражнение «Чего не хватает» 3. Пластилинография Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»
29. «Насекомые» Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать учить работать с пластилином 1.Пальчиковая игра «Сороконожка» 2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог. 3. Пластилинография «Гусеница»
30. «Бабочки» Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами. 1.Пальчиковая игра «Бабочка» 2.Апликация бабочка 3. Бабочка» (оригами)
31. «Лето» Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. 1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. 2. Пальчиковая игра «Пчелы» 3. Коллективная аппликация «Лето».
32. Диагностика. Выявление ведущей руки Упражнения 1. «Кольцо» 2. «Коза» 3. «Заяц» 4. Вырезание ножницами 5.Обрывание листа бумаги 6. Узнавание предмета и качества 7. Узнавание формы и качества 8.Вдевание шнурка в дырочки 9. Упражнение «Ладонь-ребро-кулак» 10. «Езда по дорожке» 11. Обведи рисунок по линии
Итого: 32

Система условий реализации программы

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений. Пальчиковый игротренинг. Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ручная умелость. Рисование пластилином. Конструирование из бумаги в технике оригами. Аппликация. Развитие графических навыков. Рисование по трафаретам, вырезывание ножницами. Штриховка. Дорисовка. Игры и действия с мелкими предметами. Узнавать предметы на ощупь. Работа с крупой, фасолью, горохом. Нанизывание бус, пуговиц на проволоку. Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек, семян.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» У детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Учебно-методическое обеспечение
Материалы:
● различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
● пластилин, глина, соленое тесто;
● природные материалы;
● вторичное сырье;
● калька;
● клей ПВА;
● шнурки; пуговицы, молнии, крючки, липучки.
Оборудование:
● баночки для воды;
● крупа мелкая и крупная;
● счетные палочки;
● бусы;
● ленты;
● шнурки;
● строительный материал;
● шаблоны;
● салфетки;
● образцы готовых изделий;
● массажные мячи, еловые и сосновые шишки.
Инструменты:
● линейка;
● стеки;
● кисточки;
● карандаши, фломастеры, краски;
● трафареты.
Наглядные пособия:
● иллюстрации;
● игрушки;
● мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
● конструктор («Лего», строительный);
● набор геометрических фигур, тел;
● коллекции бумаги, картона, ткани;
Список литературы
1. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
7. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
8. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
9. Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
10. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
11. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений 2012;Айрис-Пресс.
12. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
13. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
14. Новикова Л. В «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»;http://dohcolonoc.ru
15. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
16. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
17. Рымчук Н. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
18. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
19. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
20. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
21. Журнал «Дошкольное воспитание» архив номеров 2007г.
22. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.

Приложение №1

Диагностический инструментарий.
Обследование мелкой моторики рук. Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц. Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!». Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3-7 человек). Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);
2-й раз-выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление-отдых; 3-й раз-выполнение упражнения (под счет до 15).

1.«Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.
2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
3. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление. Педагог предлагает вырезать из бумаги круг. При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.
2. Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее педагог просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
1.Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества. Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая). Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».
2.Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества. Оборудование; треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый (картонный). Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
1. Вдевание шнурка в дырочки. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.
2. Упражнение «Ладонь-ребро-кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения -3 с. Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение)
ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.
1.«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
2. Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Все полученные данные заносятся в таблицу.
Условные обозначения: если ребенок справился с заданием — 1 балл; если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла; если ребенок не справился с заданием — 0 баллов. В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика групп, Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14-12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо. Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11-8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в следующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями. Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо. Условные обозначения: «+» - правильное выполнение задания « - » - задание выполнено неверно; «V» - неустойчивое выполнение задания

Диагностическая карта развития мелкой моторики.

Возраст: 3-5 лет__________ педагог:_____________ время:_______________

№ п.п Ф.И. ребенка Статистические упражнения Работа с бумагой Тактиль ные ощущен ия Координа ция движений Графическ ие навыки Количес тво балл ов группа
кольцо коза заяц Вырезание ножницами Обрывание листа бумаги Узнование качества придетов Узнование формы придмета Ладонь-ребро-кулак Тест «Едем по дорожке» Тест «Обведи по линиям» Вдевание шнура в дырочки
1
2
3
4
5