JM School Tools - шаблон joomla Авто

 

 

tren

 

Содержание:

1. Пояснительная записка
2. Учебный тематический план занятий
3. Система условий реализации программы
4. Список литература
5. Приложение 1. Конспект занятий
6. Приложение 2. Анкета

Пояснительная записка

Сплоченность людей – не рушимая стена
Вальтер Скотт

Данная рабочая программа составлена на основе тренинговой программы на сплочение и командообразование «Лицом к лицу» педагога – психолога, ГОУ ЦПМСС «Фили», Светланы Прониной. В авторскую программу были внесены корректировки в хода занятий и упражнений.
Цель программы: развитие навыков эффективного взаимодействия в группе.
Задачи:
создать доброжелательную, доверительную, безопасную атмосферу:
снять эмоциональное напряжение;
устранить коммуникативные и тактильные барьеры;
сформировать навыки эффективного взаимодействия;
повысить уровень толерантности в группе, показать значимость каждого ее члена.
Форма и режим встреч
Программа рассчитана на подростков от 13 до 16 лет. Общее количество часов – 7,5; пять встреч по 1,5 часа, 1 – 1.5 месяца
Основная форма — психологический тренинг, реализация которого дополняется использованием следующих методов работы: беседа, групповая дискуссия, обратная связь каждого участника, совместное обсуждение, синема-терапия, метафора, притча.
Структура каждой встречи:
▪ вводная часть (организационная);
▪ основная часть (действие);
▪ заключительная (подведение итогов).
Оборудование
Бейджики, карандаши, фломастеры (маркеры) по количеству участников, листы А3, А4, лист бумаги 50 х 50, магнитики, лента (веревка).
Компьютерная техника с программами Office-2010 (Power Point, Word), Abode Reader 9, проигрыватель Windows Media.
Просторное помещение, хорошо освещенное, с возможностью проветривания. Каждому участнику необходимо собственное место (стул/кресло).
Учебный календарный график:
Занятия проводятся в течение учебного года для конфликтных классных коллективов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1,5 часа. Общее количество занятий – 5.
Ожидаемые результаты: формирование навыков конструктивного взаимодействия, повышение толерантности.
Механизмы оценки результатов: предполагается провести входное и выходное тестирование:
▪ социометрия Дж. Морено в модификации М.Р. Битяновой;
▪ опросник «Тип коммуникабельности» А.П. Панфилова;
▪ опросник социально-психологического климата в группе А.А. Крылова.

Учебный тематический план занятий

№ Тема Кол-во часов Игры и упражнения Оборудование
1 «Знакомство здесь и сейчас» 1,5 1.«Имя +»
2.«Перестройки»
3.«Дальни коммуникации»
4. «Карандаши»
5. «Автобус» Бейджики, карандаши, фломастеры (маркеры) по количеству участников, лист А3, 7 листов А4, лист бумаги 50 х 50, магнитики, лента (веревка), 4 стула.
2 «Рука помощи – это просто» 1.«33»
2.«Болото»
3.«Испорченный телефон»
4.«Бревно» Лента (веревка), клейкая цветная лента, шарф, любой предмет для передачи.
3 «Рука помощи – это просто» (продолжение) 1.«Выброс пальцев»
2.«Похвастайся соседом»
3.«Лабиринт» Клейкая цветная лента, шарф, любой предмет для передачи.
4 «Лицом к лицу» 1.« Кто родился в мае?».
2.«Чёрные шнурки».
3.«Что это такое»?
4.«Составь слово»
5.«Антарктида»
6.«Кулак, палец, ладонь». Газета, листы А4, Набор букв А4.
5 «Лицом к лицу» (заключительная) 1.«Улыбка»
2.«Берлин»
3.«Стоп!»
4.Притча «Виноград» Несколько больших листов бумаги, мелки,
лист формата А 4, фломастер.

Система условий реализации программы

Принципы работы
▪ Добровольность: каждый участник приходит на встречи по собственному желанию.
▪ Конфиденциальность: все, что происходит внутри группы, не распространяется за ее пределами.
▪ Активность участников: у каждого есть право не участвовать. Акцент делается на цель, для достижения которой все собрались, а также на последствия отказа одного участника, что априори влияет на ход работы всей группы.
▪ «Я - высказывание»: участник может высказывать только собственную точку зрения.
▪ «Здесь и сейчас»: важность происходящего в настоящий момент в данном месте (без проекции в прошлое или будущее).
Основные законы тренинга
▪ Закон «00»: все участники приходят вовремя, к началу занятий, ведущий тренинга является примером в этом отношении.
▪ Закон одного микрофона: говорит тот, у кого «микрофон» (слушаем, не перебиваем, лишь затем высказываем свое мнение).
▪ Критикуешь — предлагай: мы не оцениваем критически мнение или идею другого человека, если с чем-то не согласны, высказываем и аргументируем свое мнение.
▪ Закон «без мобильника»: во время встреч все отключают свои мобильные телефоны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. — М.: Эксмо, 2008.
2. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. — СПб.: Питер, 2007.
3. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. — СПб.: Питер, 2011.
4. Кононович К.Ю. Притчи тренера, или Искусство слов попадать прямо в сердце. — СПб.: Речь, 2010.
5. Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
7. Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007.
8. Навайтис Г. Профессиональная психологическая помощь подростку: Монография. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007.
9. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях: опыт экспериментального исследования. — М.: ВАРСОН, 2008. 10. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. — СПб.: Речь, 2007.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. / Вст. ст. Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. 2-е
13. Пронина С. «Лицом к лицу» тренинговая программа на сплочение и командообразование. ГОУ ЦПМСС «Филин», Москва, школьный психолог, май 2013 года.

Приложение №1
Конспект занятий
1-я встреча
«ЗНАКОМСТВО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»
Оборудование: бейджики, карандаши, фломастеры (маркеры) по количеству участников, лист А3, 7 листов А4, лист бумаги 50 х 50, магнитики, лента (веревка), 4 стула.
Методический комментарий. Если группой является класс, то участники знают друг друга и знакомиться с ними необходимо тренеру. Поэтому акцент делается именно на знакомстве «здесь и сейчас»: в новых условиях, в новых обстоятельствах, где каждому дается возможность раскрыть и проявить себя.
Первая встреча очень важна. От того, как она пройдет, будут во многом зависеть последующие встречи. Поэтому крайне важно создать благоприятную обстановку, способствующую тому, чтобы каждый участник был включен в работу и чувствовал свою значимость.
На первой встрече происходит принятие правил (законов), которых в дальнейшем будет придерживаться группа. Важно подвести участников к тому, чтобы они сами сформулировали эти правила, а также дополнили их собственными. Все правила записываются на лист А3, который вывешивается на флипчарт или на доску. При последующих встречах этот лист также должен быть вывешен.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационная часть
— Приветствие (представление тренера, краткая презентация тренинга).
— Игровые упражнения («Имя +»; «Перестройки»).
Основная часть
— Принятие правил функционирования группы (важно, чтобы участники осознавали себя творцами принимаемых правил, каждое правило должно быть понятно каждому).
— Обсуждение целей и задач тренинга (важно, чтобы каждый участник понимал, где он присутствует и зачем).
— Выявление ожиданий от встреч (формулирование четкого понимания, что мы хотим получить в конце: чему хотели бы научиться, какие качества хотели бы развить).
— Игровые упражнения («Дальние коммуникации», «Карандаши»,«Автобус»).
Заключительная часть: подведение итогов дня (впечатления от работы, осознание того, что было, постановка перспективы на дальнейшие встречи).

Описание упражнений
«Имя +» (5–7 минут)
Цель: знакомство со всеми участниками группы и тренером.
Материал: бейджики, фломастеры (маркеры).
Методика. Каждому дается пустой бейджик, необходимо написать свое имя (так, как участнику хотелось бы, чтобы его называли в группе).
Далее по принципу снежного кома происходит представление: первый участник называет свое имя и два качества, которые наиболее полно характеризуют его, следующий повторяет имя первого и названные им качества, после чего называет свое имя и свои качества, и так до конца.

«Перестройки» (15 минут)
Цель: смешение группы (предотвращение формирования микрогрупп), активизация групповой работы, снятие тактильного барьера.
Методика. Упражнение проводится в полной тишине: без слов и любых звуков (можно использовать только жесты и прикосновения, например написать на спине или руке пальцем номер, но это не озвучивается в инструкции).
Необходимо, чтобы все построились в одну линию по одному из принципов: 1) по росту; 2) по цвету волос (от самого светлого до самого темного); 3) по возрасту (от самого младшего до самого старшего); 4) по месяцу рождения (от января до декабря). Если ребята хорошо справились с первыми тремя пунктами, то четвертый можно усложнить, предложив сделать его с закрытыми глазами.
Вопросы для обсуждения
▪ Легко ли было понимать друг друга без слов?
▪ Что мешало?
▪ Что способствовало успеху выполнения заданий?

«Дальние коммуникации» (20 минут)
Цель: преодоление барьеров в общении, создание безопасной атмосферы. Методика. 1-й этап. Все участники должны рассчитаться на «первый-второй». «Первые» — внешний круг, «вторые» — соответственно внутренний. Участники внешнего круга стоят напротив участников внутреннего. Им дается минута, чтобы побеседовать на заданную тему, после чего участники внешнего круга по часовой стрелке перемещаются.
Темы для беседы:
— Свободное время я провожу…
— В людях я люблю…
— Больше всего в других меня раздражает…
— Друг — это...
— В нашем классе я хотел(а) бы изменить…
2-й этап. Все участники возвращаются на свои места. Каждый находит себе партнера по игре, сидящего напротив (желательно, чтобы это были не друзья). В течение минуты партнеры стараются узнать друг о друге как можно больше. Когда время заканчивается, партнеры представляют друг друга, рассказывая о том, что они узнали.
Вопросы для обсуждения
▪ Сложно ли было поддерживать разговор в течение минуты?
▪ Получилось ли быть откровенными в разговоре?
▪ Узнали вы что-то новое о тех людях, с которыми беседовали?

«Карандаши» (20 минут)
Цель: сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения.
Материал: карандаши, фломастеры (по количеству участников).
Методика. Суть упражнения состоит в том, чтобы стоящие рядом участники удержали карандаши (фломастеры), зажав их между пальцами.
Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 50–70 см и пытаются удержали два карандаша, прижав их концы подушечками пальцев. Задание: не дать карандашам упасть при движении руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседними участниками 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальце соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задание:
— поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение;
— вытянуть руки вперед;
— сомкнуть круг, разомкнуть круг;
— присесть, встать.
Вопросы для обсуждения
▪ Что надо было делать каждому, чтобы карандаши не упали?
▪ На что ориентировались при выполнении задания?
▪ Что помогло установить взаимопонимание, что позволило «почувствовать» другого: ориентация на другого, доверие к нему и вера, что все получится, что мы должны это сделать?
Важно! При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои движения с учетом движений партнеров.

«Автобус» (приблизительное время 25 минут)
Цель: сплочение коллектива, зарождение чувства «Мы», осознание ответственности каждого в достижении общей цели.
Материал: 4 стула или лист бумаги 50 х 50.
Методика
— Территория, на которой высейчас находитесь, небезопасна, необходимо срочно всех эвакуировать. Есть всего один автобус (4 стула или лист бумаги 50 х 50). Вам необходимо любым способом всей командой поместиться в этом автобусе: нужно встать таким образом, чтобы ничьи ноги, руки и другие части тела не касались пола, все должны быть «в автобусе». Как вы этого добьетесь — ваше дело. Опираться на какие-либо дополнительные предметы запрещается. У вас есть 15 минут на то, чтобы успеть уехать.
Вопросы для обсуждения
▪ Вы довольны тем, что смогли спастись?
▪ Как изменилась ваша стратегия размещения в автобусе в начале и в конце упражнения?

2-я встреча
«РУКА ПОМОЩИ — ЭТО ПРОСТО»
Цель: сплочение группы.
Задачи:
— создание благоприятного психологического микроклимата;
— снятие тактильного барьера;
— способствование осознанию личной ответственности;
— развитие чувства «мы» группы.
Оборудование: лента (веревка), клейкая цветная лента, шарф, любой предмет для передачи.
Методический комментарий. Весь цикл упражнений данной встречи взаимосвязан. Главный смысловой акцент — это метафора о протянутой руке помощи: ребята должны осознать личную ответственность в достижении общих целей, понять, что важен абсолютно каждый член команды.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационная часть
— Приветствие (воспоминание о прошлой встрече, настрой на новый день). Основная часть
— Игровые упражнения («33», «Болото», «Испорченный телефон», «Бревно»).
Заключительная часть
— Подведение итогов дня (впечатления от работы, осознание того, что можно изменить, чтобы класс стал настоящей командой).

Описание упражнений
«33» (20 минут)
Цель: настрой на дальнейшую работу, развитие произвольного внимания и памяти.
Методика. Все встают в круг. Начинается счет от 1 до 33.
1-й этап — все числа называются вслух, кроме тех, которые содержат цифру 3 (то есть 3, 13, 23, 30, 31, 32, 33 произносятся про себя и сопровождаются хлопком в ладоши).
2-й этап — все числа называются вслух, кроме тех, которые содержат цифру 3 или являются кратными трем (то есть 3, 6, 9, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 27, 30, 31, 32, 33 произносятся про себя и сопровождаются хлопком в ладоши).

«Болото» (30 минут)
Цель: сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения.
Материал: цветная лента (веревка), 7 листов бумаги формата А4.
Методика
— Вы видите две линии (на полу проведены две линии на расстоянии примерно 5–6 м). Между этими двумя линиями — болото. С той стороны, где вы стоите, и с противоположной стороны — твердая почва, где вы можете спокойно стоять и вам ничего не угрожает. Ваша задача: пройти на другую сторону болота. Для этого вы получите семь спасительных «островков», на которых можно стоять только одной ногой. Ни один «островок» ни на одно мгновение не должен оставаться без стоящей на нем ноги. После того как первый участник окажется на противоположной стороне, «островки» передвигать нельзя. Если кто-то заступит за территорию «островка» или хотя бы один «островок» останется без чьей-либо ноги, группа начинает сначала.

Вопросы для обсуждения
▪ Каковы ваши впечатления?
▪ Что помогло «спастись»?
▪ Как вы оцениваете эффективность вашего взаимодействия друг с другом? Важно! Упражнение позволяет выявить лидеров, которые могут повести за собой, а также дает возможность определить, готовы ли остальные за ним идти. Способ взаимодействия и попытки достижения цели (добраться на безопасную сторону) выявляют привычный стиль взаимодействия в реальной жизни.

«Испорченный телефон» (10 минут)
Цель: сосредоточение группы, определение способности слушать и слышать друг друга.
Методика. Участники сидят на своих местах. Вызывается один доброволец, которому на ушко ведущий говорит следующую фразу: «Коля любит Олю, а Оля любит колу». Затем данный участник передает услышанное следующему, и так до конца. Когда последнему участнику будет передана информация, он озвучивает то, что услышал.

«Бревно» (25–30 минут)
Цель: сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.
Материал: лента (веревка).
Методика. Группа встает на «бревно» (по протянутой ленте или веревке). Ее задача — перебраться по бревну так, чтобы тот, кто был первым, стал последним, второй — предпоследним, и т.д. Никто из участников не должен упасть или выйти за пределы «бревна» (линии), поэтому всем нужно друг друга поддерживать.
Упражнение проводится в полной тишине. Если кто-то разговаривает или падает, все начинают сначала.

Вопросы для обсуждения
▪ Сложно было?
▪ Чувствовали ли вы свою значимость?
▪ Бывают ли в жизнь ситуации, когда мы могли бы протянуть руку помощи тем, кто рядом?
Важно! Данное упражнение можно завершить метафорой психологического сопровождения В. Сатир (см. Н.Г. Осухова. «Психологическое сопровождение личности…») о руке помощи:
Мне захотелось спуститься в одну пещеру, но было очень страшно. Мой друг сказал: «Я понесу фонарь (метафора «освещу путь»). Если ты дашь мне руку и согласишься идти за мной, то вдвоем мы спустимся…» Мне нужно было решить: согласна ли я, чтобы он показывал путь. А на это я, конечно, согласилась, ведь я хотела побывать там, внизу. Но без его желания дать мне руку, без руки, которой я доверилась, я бы не пошла…

3-я встреча
«РУКА ПОМОЩИ — ЭТО ПРОСТО» (продолжение)
Цель: формирование навыков эффективного взаимодействия в группе. Задачи: — определение основных стилей взаимодействия друг с другом; — способствование осознанию личной ответственности; — развитие чувства «мы» группы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационная часть
— Приветствие (воспоминание о прошлой встречи, настрой на новый день). Основная часть
— Игровые упражнения («Выброс пальцев», «Похвастайся соседом», «Лабиринт»).
Заключительная часть — Подведение итогов дня (впечатления от работы, чувствуете ли вы изменения в отношениях между друг другом, чего еще не хватает, чтобы стать настоящей командой).

Описание упражнений
«Выброс пальцев» (10 минут)
Цель: формирование умения слушать и слышать друг друга, умения уступить в интересах группы.
Методика. Группа встает в одну линию. Надо закрыть глаза. Когда ведущий скажет «раз-два-три», вытянуть правую руку и «выбросить» (показать) несколько пальцев. Ведущий озвучивает количество пальцев каждого участника. Задача — выбросить одинаковое количество пальцев всей группой.

«Похвастайся соседом» (10 минут)
Цель: развитие навыков общения, внимания, наблюдательности, умения выражать симпатию другому.
Методика
— Всем очень нравится, когда о нем говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа.
Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего? Что он умеет, какие хорошие поступки он совершал? Чем он может понравиться? Вспомните, что он рассказывал о себе сегодня.
Вопросы для обсуждения
▪ Легко ли было говорить комплименты другому?
▪ Приятно ли было слушать, когда тебя хвалят?
▪ Всегда ли мы говорим слова благодарности?

«Лабиринт» (40–50 минут)
Цель: развитие саморегуляции, возможности контролировать свои эмоции, умения слушать и слышать другого.
Материал: клейкая цветная лента, шарф, любой предмет для передачи. Методика
На полу чертится мини-лабиринт (не очень сложный, чтобы между линиями помещалась нога человека). Выбирается доброволец, которому завязывают глаза. Остальные участники должны провести его по лабиринту, чтобы он не заступил за линии. При этом каждый участник из группы может говорить только одно слово. Если произносится больше одного слова, прохождение лабиринта начинается сначала. Для удобства используют предмет-передачу: говорит тот, у кого предмет в руках.

Вопросы для обсуждения
▪ Как себя ощущал доброволец?
▪ О чем думали участники, которые направляли движения добровольца?

4-я встреча.
«ЛИЦОМ К ЛИЦУ»
Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе, повышение уровня толерантности в группе.
Задачи:
— определение значимости каждого участника группы;
— выявление потенциальных ресурсов каждого отдельного участника и группы в целом.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационная часть
— Приветствие (воспоминание о прошлой встречи, настрой на новый день). Основная часть
— Игровые упражнения («Кто родился в мае?», «Чёрные шнурки», «Составь слово», «Антарктида» «Кулак, палец, ладонь». ).
Заключительная часть — Подведение итогов дня (впечатления от работы, чувствуете ли вы изменения в отношениях между друг другом, чего еще не хватает, чтобы стать настоящей командой).

« Кто родился в мае?». (5 минут)
Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе.
Ведущий называет личностное качество или ситуацию и просит участников, к которым справедливо высказывание, выполнить определенные действия:
- у кого голубые глаза трижды подмигните;
- тот, кто сегодня съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
- кто любит собак, должен трижды пролаять;
- любящие кошек скажут «Мяу!»;
- те, у кого есть красные детали одежды пусть скажут соседу справа, что он хороший человек;
- у кого есть сестра пусть скажет соседу слева, что это никого не касается;
- кто шоколадные конфеты, пусть заглянет под свой стул;
- кто хоть раз обманывал родителей, пусть скажут «Я это оспариваю!»;
- тот, кто не хочет ходить в школу, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
- тот, кто умеет играть на каком- нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет как это делается;
- те, у кого есть с собой жвачка или конфета, трижды громко причмокнут;
- те, кому понравилась игра, должны постучать кулаком по груди и
прокричать «Я – Супергерой!».

«Чёрные шнурки». (10 минут)
Цель: снижение эмоционального и физического напряжения.
Все участники сидят по кругу, только у ведущего нет стула. Эта игра на честность. Ведущий задаёт вопрос: «Пересядьте те, кто…» и
Добавляет любую фразу, например, любит мороженое, любит читать, у кого глаза голубые, у кого есть плеер и т.д. Пересаживаются после этого те, которые это любят, или те, у которых это есть. Ведущий старается занять любой освободившийся стул. Кому из участников не хватило стула тот становится ведущим.

«Что это такое»? (30минут)
Цель: создать игровую атмосферу в группе, командная работа.

Группа делится на команды. Командам раздаются карточки с названиями 3— 4-х предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?
• Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)
• Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)
• Молоко, телефон, дождь.
• Хлеб, ножницы, луна.
• Жираф, ложка, снег.
• Машина, ночь, сахар.

«Составь слово». (30 минут)
Цель: создание атмосферы принятия и значимости каждого члена группы.
В руках каждого участника карточка с 1 буквой. Задача каждого
скооперироваться с другими и составить слова. Как только ведущий
зарегистрировал слово, участники продолжают взаимодействовать. Задача каждого - поучаствовать в составлении как можно большего количества слов.
Примечание: карточку «Джокер», которая обозначает любую букву
необходимо дать участнику со статусом «отвергаемого» или
«не замечаемого».
Проводится обсуждение: кто поучаствовал в составлении слов больше всех ?
Сами ли искали партнеров или ждали пока кто- то найдет?
Кто придумывал слова? Как себя чувствовали участники с непопулярными буквами? Как себя
чувствовали участники с «Джокером»? и т. д.

«Антарктида» (10 минут) Цель: Создать общую атмосферу поддержки и доверия членов группы. Психологически раскрепощает на дальнейшую работу. Материал: несколько больших листов бумаги. Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги. Инструкция. Вы изображаете пингвинов (попросите сначала кого-нибудь показать, как ходят пингвины). Пингвины гуляют по аудитории и по команде ведущего: «Касатка!» — должны запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги) таким образом, чтобы все оказались в безопасности и «касатка» (т.е. ведущий) осталась голодной.
В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каждым следующим раундом я буду складывать листы пополам. Начали! Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.
«Кулак, палец, ладонь». (5 минут) Цель: формирование навыков невербального принятия группового решения. Процедура: Все участники становятся в круг. Ребятам предлагается, не договариваясь, на счет три «выкинуть» кулак, большой палец вверх или открытую ладонь, всей группе одно и то же. Обсуждение: удалось - не удалось. Что помогало – что мешало, был ли один человек, на которого ориентировались или ориентировались на большинство, что чувствовали.
5-я встреча.
«ЛИЦОМ К ЛИЦУ» (заключительная)
Цель: развитие эмпатии.
Задачи:
— улучшение взаимопонимания между участниками группы;
— развитие навыков сотрудничества;
— подведение итогов.
Методический комментарий. Упражнения направлены на развитие взаимопонимания в группе. Подведение итогов позволяет выявить сильные стороны группы, а также ее потенциальные возможности — то, что могло бы улучшить взаимодействие участников.
Притча настраивает на дальнейшие толерантные отношения, показывает, как важно говорить друг с другом «на одном языке»: умение идти на компромиссы или хотя бы выслушать другого, чтобы попытаться его понять.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационная часть — Приветствие (воспоминание о прошлой встрече, настрой на последний день).
Основная часть
— Игровые упражнения («Улыбка», «Берлин», «Стоп!»).
Заключительная часть
— Подведение итогов.
Вспомним все, что было: чему научились, что было самым важным? Насколько сильно вы чувствуете свою принадлежность к группе? Насколько сильно ваше влияние в этой группе? Какие у вас есть предложения насчет улучшения сотрудничества в группе? Что бы вы хотели пожелать друг другу? — Сравнение с листом ожиданий — что получилось, а что нет?
— Притча «Виноград».
Описание упражнений
«Улыбка» (5 минут)
Цель: развитие эмпатии, понимания друг друга.
Материал: любой предмет.
Методика.
Вызывается один доброволец. Он выходит за пределы помещения. С остальными участниками обсуждается, куда спрятать предмет. Задача участников: невербально, используя только улыбку, направлять добровольца к предмету. Широкая улыбка означает, что выбранное направление верно, равнодушное выражение лица — неверно.
Важно! Данное упражнение хорошо показывает роль невербальных средств общения при взаимодействии с другими людьми.

«Берлин» (10 минут)
Цель: повышение уровня взаимопонимания и эмпатии друг к другу. Материал: лист формата А4, фломастер.
Методика. Вызывается один доброволец (допустим, его зовут Петя). Он выходит за пределы помещения. Ведущий говорит, что Петя в Берлине. Каждый участник должен сказать, почему Петя оказался в Берлине (оскорблять запрещается). После того как все предложения записаны, доброволец возвращается. Ведущий зачитывает все гипотезы, затем воспроизводит их по одной. Доброволец должен угадать, кому принадлежит данное предположение.

«Стоп!» (45 минут)
Цель: развитие продуктивного взаимодействия и наблюдения за группой, поскольку часто члены группы выполняют задания, не видя цели сотрудничества, не осознавая, насколько продуктивны и приемлемы их действия для остальных.
Материал: несколько больших листов бумаги, мелки.
Методика
1-й этап
— Мне бы хотелось предложить вам упражнение, которое позволит вам поучиться более эффективно сотрудничать друг с другом. Выполняя работу, мы нередко концентрируемся только на своих действиях, упуская из виду остальных участников группы. Мы не обращаем внимания на то, хорошо ли они себя чувствуют, могут ли высказывать свое мнение, чувствуют ли, что им уделяют внимание, довольны ли они своим положением в группе.
Для того чтобы сделать работу в группе комфортной для всех, очень важно внимательно наблюдать за групповыми процессами и обсуждать, как можно организовать работу так, чтобы все были довольны.
— Соберитесь в группы по шесть человек, возьмите бумагу и мелки для работы. За 20 минут придумайте и нарисуйте символ, отражающий единство вашей группы.
В случае затруднений можно показать ребятам возможные варианты символов, например гербы, печати, флаги и т.п. Через 10 минут сделайте паузу.

2-й этап
— Сейчас я прошу вас на 5 минут отвлечься от создания символа, чтобы поговорить о ходе работы и ее первых результатах.
▪ Довольны ли вы ходом вашей совместной работы?
▪ Все ли участвовали в работе?
▪ Чьи идеи были осуществлены?
▪ Как вы принимали решения?
▪ Дополняли ли вы их?
▪ Прислушивались ли к словам других участников?
Продолжайте работу. У вас есть еще 10 минут, чтобы завершить ваш рисунок.
3-й этап
— Обсудите, что вы заметили после перерыва в работе. Попробуйте ответить на следующие вопросы:
▪ Насколько вы довольны совместной работой?
▪ Все ли могут принимать в ней участие?
▪ Как вы находите решения?
▪ Прислушиваетесь ли вы друг к другу? На обсуждение вам дается 5 минут.

4-й этап
— Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы вместе смогли обсудить это упражнение. Покажите друг другу свои рисунки. Расскажите, как проходила работа в вашей группе. Для этого вы можете опираться на следующие вопросы:
1. Понравилось ли мне это упражнение?
2. Изменился ли рабочий процесс после первого обсуждения? Каким образом?
3. Как могла бы каждая подгруппа улучшить ход своей работы?
4. Какой способ поведения помогает в совместной работе? Какой — затрудняет?
5. Кто в группе берет на себя руководящую и координирующую роль?
6. Кто говорит особенно много, а кто — особенно мало?
7. Кто воодушевляет тихих людей на более активное участие?
8. Почему некоторые в группе очень активны, а некоторые очень пассивны? 9. Когда в группе возникают прямые или косвенные разногласия?
10. Согласен ли я с тем, что нужно чаще приостанавливать работу, чтобы обсудить ход работы в группе? Когда это нужно делать?
11. Что я еще хочу сказать?

Притча «Виноград» (5 минут)
Тема: взаимопонимание, командная работа, умение слушать.

Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить. Перс сказал: «Давайте купим ангур!» «Зачем тебе покупать ангур, лучше купить эйнаб», — возразил араб. Но тут же вмешался турок: «К чему спорить? — сказал он. — Не нужен нам ни ангур, ни эйнаб, мы должны приобрести на этот динар узум!» Грек тоже выразил свое несогласие: «Если уж что-нибудь покупать, то нужно взять стафил!» — заявил он. Каждый из них стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И все потому, что им в тот момент не повстречался знаток, который смог бы объяснить, что все они говорят об одном и том же, потому что слова «ангур», «эйнаб», «узум» и «стафил» означают «виноград», который все они хотели купить, но каждый думал об этом на своем языке.

Приложение №2

Анкета.
1. Как Вы оцениваете проведённый тренинг? (1 – «плохо», 5 – «отлично»)

1 2 3 4 5

2. Что в тренинге Вам понравилось больше всего?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Что в тренинге Вам не понравилось?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Был ли тренинг полезным для Вас?
ДА НЕТ

5. Чем тренинг был полезен?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

6. Хотелось бы Вам в дальнейшем принимать участие в тренингах?
ДА НЕТ

1. Ваши пожелания ведущим тренинга.
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за внимание!!!!