JM School Tools - шаблон joomla Авто

rppoz

 

 

Содержание:

1. Пояснительная записка.
2. Учебно – тематическое планирование.
3. Система условий реализации программы.
4. Список литературы.

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современной системы образования является осуществление преемственности между всеми этапами образовательного процесса. Мой педагогический опыт приобретён на стыке дошкольного и начального образования и направлен на осуществление преемственности между двумя этими важными этапами в образовании человека.

Ещё одной важнейшей задачей системы образования согласно ФГОС является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации. В основе формирования УУД лежит умение учиться, которое предполагает умение результативно мыслить, работать с информацией, организовывать свою деятельность, взаимодействовать с людьми.

Конечно, процесс формирования УУД длительный и осуществляется весь период обучения ребёнка. Но уже в дошкольном детстве вполне реально заложить достаточные для данного возраста УУД, которые психологически подготовят ребёнка к обучению в школе и создадут фундамент для дальнейшего обучения в начальной школе, осуществляя тем самым преемственность образования.

Моя рабочая программа составлена на основе программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» С.Г.Шевченко. Из данной программы взята тематика занятий. Содержание занятий (игры, упражнения, задания на развитие моторики) взяты из других источников, а также авторские.

Моя работа с дошкольниками больше направлена на формирование достаточного для будущего школьника уровня познавательного развития. На момент поступления в первый класс ребёнку нужно иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти речи, знаний и представлений о мире. Желательно, чтобы он умел понимать не только бытовую, но и более сложную, наукообразную речь. Необходим высокий уровень развития мелкой моторики рук, хорошие графические навыки.

Вместе с тем осуществляется работа и по развитию произвольности – важному условию успешной учёбы в школе. Произвольность – умение работать по инструкции взрослого. В отечественной психологии это качество называют «потеря непосредственности». Ребёнок должен делать не только то к чему возникло импульсивное желание, но и то, что требует от него ситуация. Первокласснику следует подчиняться не желаниям, а правилам. Без этого успешное обучение невозможно.Не случайно, всем знакомое слово «дисциплина», происходит от латинского слова «ученик».

И наконец, организация работы в форме игровых занятий развивает умение адекватно и продуктивно сотрудничать с партнёрами по деятельности: слушать и слышать, распределять роли, контролировать свои действия и др. Т.е.развивает коммуникативную готовность.
Цель: развить познавательную, волевую, мотивационную и социально-психологическую готовность детей к школе.

Задачи:
- развитие кругозора, расширение словаря, обучение последовательному рассказыванию;
- развитие логического мышления через тренировку познавательных функций анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения; выделения главных и второстепенных признаков, навыков рассуждения;
- развитие зрительного и слухового сосредоточения, зрительной и слуховой памяти, внимания(повышение объёма внимания и запоминания, способности к концетрации внимания);
- зрительное восприятие через формирование пространственной ориентировки (умение ориентироваться на листе, анализировать пространство листа);
- развитие творческих способностей и воображения;
- развитие учебных действий: соблюдение инструкции, копирование образца; пространственная ориентировка;
- развитие моторики руки: пальчиковой подвижности, ловкости, развитие графо-моторных навыков, закрепление навыка работы с художественно- письменными принадлежностями;
- развитие общей моторики, двигательной координации, навыков графической деятельности;
- развитие учебных действий через формирование произвольности деятельности: умение следовать правилу, соблюдение инструкции, копирование образца;
- развитие познавательного интереса;
- развитие социально-психологических умений детей: навыков публичного устного ответа, коллективной работы, способность к взаимопониманию и взаимоуважению, на позитивное социальное самопроявление.

Адресат: детей 5-6 лет, не имеющие серьезного отставания в развитии. Количество человек в группе в соответствии с Уставом учреждения может составлять от 3-х до 8 человек.

Учебный календарный график: занятия проводятся 1 раз в неделю; начало занятий с 15сентября – 1 октября; окончание занятий 30 апреля; длительность программы 7 месяцев.

Примерная структура занятий:
1. Вводная часть (настрой на работу) – несложное задание на складывание разрезных картинок, пазлов и др.
2. Задания на развитие кругозора и познавательных функций
3. Задания, игры на внимание или память
4. Задания на развитие моторики
5. Домашнее задание.
По мере необходимости проводятся физминутки, упражнения на развитие общей моторики.

В группу зачисляются дети 5-6 лет по заявлению родителей, не имеющие серьёзного отставания в развитии. Количество детей в группе в соответствии с Уставом учреждения может составлять от 3-х до 8-ми.

Планируемые результаты освоения программы
Расширение кругозора, словарного запаса, улучшение познавательных функций мышления, улучшение памяти, внимания, улучшение моторики руки, развитие познавательного интереса. Повышение познавательной, волевой, мотивационной и социально-психологической готовности детей к школе

Учебно-тематическое планирование

№ Тема Примерное кол-во часов
Игры и упражнения Наглядные пособия
1. Вводное занятие,диагностика 1 Упражнение «Назови своё имя», «Ласковое имя», «Снежный ком». Диагностика познавательной сферы.
2. Овощи,фрукты 1 «Угадай по описанию», «Отгадай загадку», «Угадай, что изменилось», рисование по контуру, «4 лишний», разукрашивание картинок, «Разложи по порядку», релаксационное упражнение «Росток».
Разрезные картинки, вкладыши, плакат «Овощи», «Фрукты»,лото, муляжи овощей, фруктов сюжет «Рост гороха», «Яблоня».
3. Ягоды 1 Загадки о ягодах, «Назови по картинке», «Сложи кубики»,
Рисование пальчиками, рисование ватными палочками, лепка, бусы из ягод рябины Лото «Фрукты и ягоды», кубики (4 части)
4. Деревья,осень
1
Загадки о деревьях, «Что изменилось?», аппликация, рисование деревьев, «Сложи дерево по образцу», «Обведи по контуру», «Лабиринт» Парные картинки «Деревья», сюжет «Яблоня», шнуровка «Яблоня», геометрическая мозаика, счетные палочки.
Лото «Времена года»,лото «Природные явления».
5. Грибы 1 Лепка грибов, «Что изменилось», «Разложи по порядку», «4 – лишний», «Обведи по контуру» и др. Парные картинки «Грибы», сюжет «Зайцы и грибок»
6.
Домашние животные 1 Классификация, «4-лишний», загадки о животных, «Кто чей детеныш», «Накорми животное», «Кто какую пользу приносит», разукрашивание, рисование, лепка животных, складывание из мозаики, «Составь рассказ по картинкам»,
«Обведи по контуру», «Нарисуй недостающий элемент(изображение)», рисование по клеточкам, оригами «Собака», «Кошка».
Лото «Животные», пазлы «Домашние животные», набор предметных картинок с заданиями, сюжет «Странная собака», «Не копай яму другому», «Пчела» и др., графические диктанты «Поросёнок», «Кошка», «Собака».
7. Дикие животные наших лесов, дикие животные холодных и жарких стран 2 Классификация, «4-лишний», загадки о животных, «Кто чей детеныш»,разукрашивание, «Составь рассказ по картинкам», рисование по клеточкам, оригами «Заяц», «Ёжик», рисование по трафарету Лото «Животные», пазлы «3 медведя», набор предметных картинок с заданиями,
дид. игра «Чей малыш?», «Звери и их детеныши», сюжет «Находка», «Ежик в саду» и др., графические диктанты «Олень», «Заяц», «Крокодил», «Слон» и др.
8. Птицы, перелетные и зимующие птицы 2 «Разложи картинки по порядку», Классификация «Разложи птиц по группам», «4 – лишний», «Найди по описанию», рисование, разукрашивание, «Сложи по образцу», рисование по клеточкам (петух, гусь, утка, страус и др.), пальчиковая гимнастика «Птичка и птенцы»,викторина «Знаешь ли ты птиц?» Парные картинки «Птицы», лото «Птицы», разрезные картинки, сюжет «Цыпленок», «Зонтик и птица», «Птенец», графический диктант «Утка», «Петух», «Страус» и др.
9. Рыбы 1 Рисование, лепка, аппликация рыбок, оригами, классификация картинок, сравнение картинок, «4-лишний», Игра «Рыбалка», графический диктант «Рыбка».
10. Насекомые 2 Классификация, «4-лишний», «Сложи по образцу», «Укрась по образцу», «Графический диктант», «Лабиринты», сравнение картинок Лото «Насекомые», пособие «Веселые клеточки»
11. Зима.Новогодний праздник. 2 Разукрашивание рисунков к Новому году, изготовление ёлочных украшений, аппликация,задания на сравнение, на выделение геометрических фигур,составление рассказа по сюжетным картинкам. Сюжет «Подарок»
12. Игрушки 1 «Угадай, что изменилось», «4-лишний», «Разложи картинки по порядку и составь рассказ», сложи кубики, «Вложи фигурку в свое окошко», сравнение картинок, «Лабиринт» и др. Сюжет «Девочка и кукла», лото «Для самых маленьких, стаканчики- вкладыши, пазлы «Что к чему?», набор предметных картинок с заданиями, кубики.
13. Посуда 1 «4-лишний», украшение посуды по образцу, рисование по клеточкам, составление рассказа по сюжетным картинкам, лепка посуды, игра с посудой, сравнение картинок, игра «Что изменилось» Предметные картинки, сюжет «Обед», стаканчики-вкладыши, пособие «Волшебная посуда»
14.
Продукты
питания 1 Классификация картинок, «4-лишний», сравнение картинок, Лото «Что из чего», пазлы «Что из чего», лото «Мир вокруг нас», карточка «Что съел попугай».

15.

Одежда, обувь,
головные
уборы 1 «Соотнеси силуэт и предмет одежды (обуви)», «4-лишний», классификация, разукрашивание по образцу, аппликация «Укрась платье», «Кому какая обувь (одежда, головной убор) подходят», «Разложи картинки по порядку», сравнение картинок. Лото «Мир вокруг нас», сюжет «Мальчик одевается», картонная кукла с набором одежды..
16. Весна 1 Загадки о временах года, «Назови по порядку», «Составь рассказ по картинке», «Украшение яиц к Пасхе», «4 лишний», рисование в клеточках по образцу, на слух Лото «Времена года», сюжетные картинки «Цветы», «Утёнок и цыплёнок», графический диктант «Цветы» и др.
17. Дом и его части,
мебель 1 Классификация, выделение лишнего, рисование по клеточкам, игра «Что изменилось?», «Найди клад, используя план», загадки. Лото «Моя квартира»
18. Транспорт, виды транспорта 1 «Собери из частей целое», выделение лишнего, «Разложи по порядку и составь рассказ», загадки, сравнение картинок. Пазлы «Машина», «Самолет», кубики «Машины», предметные картинки,лото «Автомобили», сюжет «Белкина находка», графический диктант «Паровоз», «Кораблик».
19. Профессии, рабочие инструменты
1 «Угадай, чей это предмет», составление рассказа по картинкам, рисунок своей будущей профессии, загадки о профессиях, имитация движений, действий человека в профессии, «4-лишний». Лото «Профессии», игра «Знаю все профессии», лото «Кем быть», пазлы «Пожарная машина», сюжет «Пожар»,
20. Школа, буквы и цифры 2 Загадки о школьных принадлежностях, составление рассказов по сюжетным картинкам, «Собери из частей целое», «Расставь по порядку», «Корректурная проба», «4 лишний». Пазлы «Буквы», сюжетные картинки о школе, «Цифровые мягкие пазлы».
21. Заключительное занятие, диагностика 1 Упражнения и игры из прошлых занятий. Повторная диагностика познавательных процессов.

Итого : 26 часов

Система условий реализации программы

При организации занятий с целью их наибольшей эффективности стремиться тому, чтобы ребенку было интересно заниматься. Для этого следует использовать игровые моменты в занятии, опираться на познавательные интересы самого ребенка, особенно первое время, использовать как можно больше наглядности. При этом наглядность должна предполагать активное действие со стороны ребенка.
Предлагая ребенку те или иные задания, которые он выполняет руками, очень важно добиваться озвучивания, проговаривания своих действий. В дальнейшем стремиться к тому, чтобы ребенок сначала говорил план своих действий, а потом делал. Т. Е. необходимо стремиться к программированию, планированию своей деятельности.Большое внимание необходимо уделить публичному рассказыванию, включать задания, которые дети выполняют совместно, группами.
Ддя занятий дети заводят две тетради в крупную клетку, которые используются поочерёдно. До занятия психолог готовит тетради, помещая туда задания.
Для стимулирования ребенка к работе можно использовать разного рода поощрения. Например, возможность поиграть в любимую игру после того, как ребенок выполнит данное педагогом задание. Можно ввести систему накопительных поощрительных бонусов.
С целью закрепления развиваемых у ребенка навыков, умений используется домашнее задание, а также предлагается родителям те игры и упражнения, которые выполнялись на занятии использовать для работы дома.

Методы оценки эффективности программы
1. Методика «4-й лишний»
Цель: оценить уровень развития умения, находить существенный признак, обобщать, классифицировать, оценить умение называть обобщающее слово.
2. Методика « Разрезные картинки»
Цель: оценить уровень развития зрительного восприятия, умения анализировать и синтезировать.
Картинки предлагаются от более легкой (2 части) к более трудным (5-6 частей). Ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
3. Методика «Заучивание слов»
Цель: оценить объем слухового запоминания и слухового внимания.
Методика предлагается «говорящим» детям. Количество слов может быть от 6-ти до 10-ти.
4. Методика «Последовательные картинки»
Цель: оценить восприятие последовательности событий, развитие связной речи, словарный запас.
5. Методика «Домик» (для детей 6-ти лет)
Цель: оценить уровень развития графо- моторных навыков, уровень развития внимания.
6. Рисунок человека
Цель: оценить уровень развития интеллекта, графические навыки
Диагностическое обследование проводится при поступлении (первичное), после полугода занятий (контрольное) и в конце учебного года (заключительное).

Список литературы

1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под ред. С.Г. Шевченко, М., Школьная пресса, 2004.
2. Козырева Л.М. Учись сравнивать и запоминать. Академия развития, Академия холдинг, 2002.
3. Козырева Л.М. Расширяем словарь малышей. Академия развития, Академия холдинг, 2003.
4. Я.Ю. Позднякова.. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики..
5. С.М. Мельникова, Н.В. Бикина. Игротека речевых игр. М.., Издательство ГНОМ и Д.,2007.
6. Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. М.., Издательство ГНОМ и Д., 2007.
7. Тетрадь с заданиями для развития детей. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Киров
8. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 5-6 лет). Екатеринбург, «Литур», 2016
9. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Развиваем память. М., «Росмэн», 2004.
10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. М., «Росмэн», 2006.
11. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Развиваем внимание. М., «Росмэн», 2004.
12. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Развиваем мышление. М., «Росмэн», 2006.