JM School Tools - шаблон joomla Авто

 

motorica

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………3
2. Учебно – тематический план……………………………..........8
3. Система условий реализации программы…………………….21
4. Список литературы………………………………………….....26

Пояснительная записка.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
«Рука – это своего рода внешний мозг»
Э.Кант
«Рука – это инструмент всех инструментов».
Аристотель.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Но развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень сформированной мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, и трудовых умений, овладение родным языком, развитие первоначальных навыков письма. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован только в том случае, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Актуальность:
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Предлагаемый курс поможет ребенку совершенствовать координацию движения руки (кисти, пальцев). Но при этом развитие ручной умелости должно сопровождаться развитием различных сторон психики, служить общему развитию детей. Общее развитие есть целостное движение психики, и важно в какой деятельности давать простор этому целостному движению, то есть стимулировать проявление эмоционально-волевой, сенсорной и интеллектуальной сфер психики ребенка. При этом важно иметь в виду, что практическая деятельность может способствовать раскрытию тех сторон индивидуальности ребенка, которые не видны в других видах деятельности.
Данная программа включает в себя материалы нейропсихологов и психологов, занимающихся коррекцией двигательной сферы детей: А.Р. Лурии, З.Г. Симерницкой (г. Москва), Т.Ю. Андрущенко (г. Волгоград), Горбуновой Л.В, Сайфулиной Л.В.- учителей начальных классов, Степановой Е.А., Окольниковой И.В, учителей – дефектологов. Но все-таки вопросы формирования мелкой моторики недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения мелкой моторики дошкольников-шестилеток.
Необходимость в создании программы по развитию мелкой моторики у детей подготовительных групп объясняется следующими факторами:
1.Отсутствие методических разработок и программ по обучению мелкой моторики, как фактора способствующего развитию речи.
2.Отсутствие социально-бытовых условий жизни и воспитания ребенка, которые тормозят развитие связной речи, ибо зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.
3.Отсутствие у детей жизненного опыта и общее недоразвитие речи во всех ее компонентах - фонетике, лексике, грамматике. Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.
Цель программы:
Разработать систему упражнений для развития мелкой моторики, совершенствовать зрительное восприятие и зрительную память детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Развитие речи, увеличение словарного запаса дошкольников.
• Развитие умения производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.
•Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии. • Формирование навыков исполнительского мастерства.
• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Методы:
•частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование и решение творческих и нестандартных заданий);
• исследовательский (работа с дополнительными источниками информации); • проблемный (создание проблемных ситуаций).
• Технологии:
• Здоровье сберегающие и здоровье формирующие образовательные технологии:
• Технология развивающего обучения.
• Информационно-коммуникативные технологии.
• Игровые технологии.
• Личностно-ориентированные технологии.
• Образовательные технологии.
Содержание программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов практической деятельности, разнообразием познавательных сведений.
В продуктивной деятельности используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, пластилин, гуашь, цветные карандаши, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, красочные страницы журналов, картонные коробочки и т. д.).
Мелкая моторика развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание образования характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело в продуктивной деятельности. Дети овладевают такими операциями, как равномерная штриховка в одном направлении, накладывание мазков кистью, вырезание, складывание, сгибание, обрывание, скатывание.
Важно также и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, она может быть плоской, объемной, рельефной, контурной.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов. Вводятся термины, обозна- чающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, кол- лаж, скульптура, рисунок, живопись). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, инструментов, постепенно, будет вкладом в развитие речи детей.
Совместная деятельность воспитателя и ребенка, должна носить различный характер: выполнение работы по заданному педагогом условию; и выполнение работы по собственному замыслу, и самостоятельный выбор материалов. Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании.
Адресат: дети 6-7 лет с развитием мелкой моторики в соответствии возраста, дети с проблемами развития мелкой моторики и движений пальцев рук.

Календарный учебный график:
Срок реализации программы – 8 месяцев, сентябрь-май.
Форма и режим занятия: реализация корекционно-развивающих занятий может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30-35 минут. Всего 33 занятия. Где 2 занятия являются диагностическими.
Требования к помещению: просторная комната с хорошим освящением или дополнительным светом, в котором можно сесть за стол порисовать, поработать с карандашом, с пластилином. И заняться творческой деятельностью.
Количество детей: 10-15 человек.
Примерная структура занятия:
- приветствие
- пальчиковая гимнастика
- самомассаж
- основная часть – игры и упражнения, направленные на решение задач данного занятия.
- подведение итогов – оценка занятия
- прощания.
Отслеживание результатов программы:
Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
- методика «Домик»,
- методика «Дорожки»,
- графический диктант,
- монометрический тест.
Диагностика развития мелкой моторики проводится в начале и в конце каждого учебного года. Результаты обследования фиксируются в картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работ.
Итоги реализации данной образовательной программы проводится в форме выставки творческих работ, открытые и диагностические занятия.
Прогнозируемые результаты программы
К концу года дошкольники должны уметь:
• Правильно сидеть за столом, правильно располагать лист бумаги, держать карандаш;
• свободно работать карандашом и кистью: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом бумаги;
• правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком велико, не мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги);
• рисовать кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи (цветовое пятно, штрихи, тычки, волнистые линии и т. п.);
• узнавать изображенные на картине предметы, явления (времена года, дня, погода, человек, дом, животное и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают), высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понравилось и почему); • лепить разными способами (путем вытягивания из целого куска, примазывания одной части к другой);
• вырезать ножницами из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала;
• соединять детали с помощью клея, пластилина;
• складывать бумагу по прямой линии;
• выполнять работу по словесному плану (по графическому плану);
• самостоятельно планировать последовательность выполнения действий;
• контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
• уметь словесно охарактеризовать выполненную процедуру выполненного задания.

Учебно– тематический план

Дата проведение Содержание Задача
1 занятие МОНИТОРИНГ
Тема «Мой любимый детский сад»
2 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба» «Выучим названия пальчиков» «Встали пальчики». 2. «Фигурки из палочек» (качели).
3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).
4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из З-х игрушек одну нужную).
5. «Дорисуй узор» (Лабиринт, знакомство с клеткой, что лишнее). 1.Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.
2. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии. 3.Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. 4.Совершенствование зрительно-моторной координации ориентировки в пространстве.
5. Формирования пространственных представлений
Тема «Игры и игрушки»
3 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Игрушки в корзине», «Игрушки», «Шарик».
2. Игры с пуговицами.
3. Игра «Волшебный сундучок». 4. Игра с грецкими орехами «Не урони».
5. Дорисуй узор.(Штриховка, лабиринт). 1.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь.
2. Укрепление линий рук у ребенка.
3.Развивает мелкую моторику рук, мышление, память и творчество; игра помогает закрепить знания цифр. 4.Развитие общей моторики.
5. Развивать умение проводить параллельные, горизонтальные и наклонные линии.
Тема «Овощи»
4 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты», «Хозяйка», «Овощи».
2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).
3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).
4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.
5. Дорисуй узор. (Найди и назови, Четвертый лишний). 1.Развитие речи, ловкости, творческих способностей детей.
2. Развить внимание, воображение, закрепить знания геометрических фигур. 3.Развитие чувственного восприятия
4.Развитие ловкости пальцев рук.
5.Развитие зрительной памяти и цветоощущения.
Тема «Фруктовый рай»
5 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Фрукты», «Апельсин»,
«В сад за сливами».
2. Фигурки из палочек.
3. Игра с чечевицей (сливы).
4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти банан».
5.Лепка.
6. Дорисуй узор. (Нарисуй, Расскажи где?) 1.Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.
2. Развить внимание, воображение.
3.Развитие чувственного восприятия
4. Укрепление линий рук у ребенка.
5.Развитие усидчивости, памяти, внимания.
6.Развитие зрительной памяти и цветоощущения, мелкой моторики.
Тема «В царстве грибов и ягод»
6 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Ягоды», « Грибы», «Собираем ягоды»
2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).
3. Игра с перловкой (грибы).
4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов». 5.Игы с прищепками.
6. Дорисуй узор.
(Лабиринт, Назови соседей). 1.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь.
2. Развить внимание, воображение
3. Укрепление линий рук у ребенка.
4. Укрепление линий рук у ребенка.
5.Развить внимания, мелкой моторики.
6. Формирования пространственных представлений
Тема «Осенние странички»
7 занятие

1. Пальчиковая гимнастика:
«В школу», «Осень», «Осенний букет», «Вышел дождик погулять»
2. Фигурки из палочек
3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)
4. Самомассаж с шариками.
5. Ниткография (осенние деревья).
6. Дорисуй узор. 1.Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.
2. Развить внимание, воображение
3.Развитие точных движений и памяти
4.Учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело. 5.Совершенствовать зрительное восприятие детей; формировать плавность, ритмичность и точность движений;
6.Развивать зрительно- моторную координацию; подготавливать руку ребенка к письму.
Тема «Одежда, обувь, головные уборы»
8 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Рубашка», «Обувь», «Волшебные шапочки»,
«Не плачь куколка моя»
2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками, резинками.
3. Плетение узора из разноцветных шнурков.
4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)
5. Оригами – гол. убор.
6. Дорисуй узор. (Четвертый лишний, Нарисуй) 1.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь.
2.Совершенствование зрительно-моторной координации ориентировки в пространстве.
3.Учить детей концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развитие моторики рук.
4.Развитие творческих способностей, памяти. 5.Упражнять в работе с бумагой.
6. Формирования пространственных представлений.
Тема «Я человек»
9 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Мальчик - пальчик», «Детки». 2. Фигурки из геометрических фигур (человечек).
3. Аппликация из сухих листьев. 4. Самомассаж с шариками.
5. Игры с крышками.
6. Дорисуй узор.
(2 одинаковых, дорисуй) 1.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь.
2. Развить внимание, воображение, точных движений и памяти 3.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, развития моторики рук 4.Учить детей навыкам самомассажа. 5.Совершенствование зрительно-моторной координации ориентировки в пространстве.
6.Развить внимание, воображение, продолжить знакомство с понятием о симметрии.
Тема «Моя семья – мое богатство»
10 занятие

1. Пальчиковая гимнастика:
«За работу», «Дом», «Моя семья», «Кто приехал»
2.Фигурки из палочек (рожица, очки).
3.Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)
4.Бусы в подарок маме из комков бумаги.
5. Игра «Волшебный сундучок».. 6.Дорисуй узор.
(Раскрась, дорисуй) 1.Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. 2.Совершенствование зрительно-моторной координации ориентировки в пространстве.
3. Укрепление линий рук у ребенка.
4. Развитие творческих способностей, мелкой моторики.
5.Развивает мелкую моторику рук, мышление, память и творчество; игра помогает закрепить знания цифр. 6.Формирования пространственных представлений.
Тема «Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живешь»
11 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Часы», «Пылесос»
2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)
3. Игра с волчками (конкурс)
4. Попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)
5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. 1.Развитие координации движения рук, мелкой моторики, памяти. 2.Укрепление линий рук у ребенка.
3.Закрепить знания цветов и оттенков, развитие мелкой моторики пальцев рук. 4.Развитие общей и мелкой моторики моторики.
5. Развитие внимания, точных движений, ловкости пальцев. 6.Закрепить знание цветов и цифр, формирование пространственных представлений.
Тема «Такая разная посуда»
12 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Помощники» «Мамина каша», «Братцы».
2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка) 3. Ласковые пальчики «Чудесный мешочек»
4. Игра с крупой «Золушка»
5. Лепка «Посуда»
6. Дорисуй узор. 1.Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. 2.Совершенствование зрительно-моторной координации ориентировки в пространстве.
3.Укрепление линий рук у ребенка.
4.Совершенствование зрительно-моторной координации ориентировки в пространстве.
5.Развитие усидчивости, памяти, внимания
6.Развитие зрительной памяти и цветоощущения, мелкой моторики.
Тема «Пришла волшебница зима»
13 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Хлоп», «Андрюшка», «Мороз» 2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам»
3. Работа с ватой (снежные сугробы)
4. «Снежинки». Вырезывание из бумажных салфеток.
5. Дорисуй узор. 1.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь.
2.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости.
3.Развитие внимания, точных движений, ловкости пальцев. 4.Закрепить навыки работы с ножницами.
5.Формирование пространственных представлений, развитие графических навыков.
Тема «Новый год у ворот»
14 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Подарки», «Ёлочка», «Наряжаем елочку».
2. Фигурки из палочек (Ёлочка) 3. Обрывание (игрушки для ёлочки)
4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.
5. Дорисуй картинку. 1.Развитие координации движения рук, мелкой моторики, памяти. 2.Укрепление линий рук у ребенка.
3.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, развития моторики рук 4.Развитие внимания, точных движений, ловкости пальцев. 5. Формирование пространственных представлений, работа с клеточкой.
Тема «Каникулы»
15 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята» «Качели» «Пальчики отдыхают»
2. Фигурки из палочек (карусель) 3. Пейзаж на манке (где я буду отдыхать)
4.Игры с прищепками.
5. Дорисуй узор. 1.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь.
2. Развить внимание, воображение, продолжить знакомить с понятием о симметрии.
3.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости.
4.Развитие мелкой моторики, усидчивости.
5.Формирование пространственных представлений, развитие графических навыков.
Тема «Зимние игры и развлечения»
16 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Игра», «Снежок», «Мы во двор пошли гулять»
2. Фигурки из палочек (санки)
3. Работа с рисом (зимний пейзаж)
4. Самомассаж с шарами. 5.Лепка из соленого теста. 6.Дорисуй узор. 1.Формировать правильное звукопроизношение, Умение быстро и чисто говорить.
2. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии. 3.Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.
4.Продолжить учить детей навыкам самомассажа. 5.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, развития моторики рук
6.Формирование пространственных представлений, Развитие графических навыков.
Тема «Зимующие птицы»
17 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Голуби», «Птички», «Кормушка».
2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка)
3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)
4. Ниткография (зимний лес)
5. Аппликация из природного материала.
6. Дорисуй узор. 1.Развитие координации движения рук, мелкой моторики, памяти. 2.Укрепление линий рук у ребенка.
3.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, развития моторики рук 4.Совершенствовать зрительное восприятие детей; формировать плавность, ритмичность и точность движений
5.Развитие внимания, точных движений, ловкости пальцев 6.Формирование пространственных представлений, работа с клеточкой.
Тема «Поездка на ферму»
18 занятие
1. Пальчиковая гимнастика: «Лошадки», «Утята», «Кошка». 2. Фигурки из палочек (киска)
3. Работа с перловкой (телёнка по контуру)
4. Работа со штампами
5. Самомассаж с шарами
6. Дорисуй узор. 1.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь.
2. Развить внимание, воображение, продолжить знакомить с понятием о симметрии.
3.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости.
4.Развитие кисти руки ребенка, ее мелкой моторики, быстрой смене тонуса мускулатуры руки
5.Продолжить учить детей навыкам самомассажа. 6.Развитие зрительной памяти и цветоощущения, мелкой моторики.
Тема «В мире диких животных»
19 занятие

1. Пальчиковая гимнастика:
«На водопой», «Разминаем пальчики», «Детеныши диких животных»,
2. Фигурки из палочек (ёжик)
3. Ниткография.
4. Самомассаж с гранёным карандашом.
5.Игры с пуговицами.
6. Дорисуй узор. 1.Развитие координации движения рук, мелкой моторики, памяти. 2.Укрепление линий рук у ребенка.
3.Совершенствовать зрительное восприятие детей; формировать плавность, ритмичность и точность движений
4.Продолжить учить детей навыкам самомассажа. 5.Совершенствование зрительно-моторной координации ориентировки в пространстве.
6.Развитие зрительной памяти и цветоощущения, мелкой моторики.
Тема «Транспорт»
20 занятие
1. Пальчиковая гимнастика «Транспорт», «Лодочка»
2. Фигурки из пластилина (поезд, самолёт).
3. Работа с чайной заваркой «Автомобили на дороге»
4. Игры с крышками.
5. Игра «Золушка»
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. 1.Формировать правильное звукопроизношение, Умение быстро и чисто говорить.
2. Развитие усидчивости, памяти, внимания
3.Развитие внимания, точных движений, ловкости пальцев. 4.Развитие внимания, точных движений, ловкости пальцев 5.Совершенствование зрительно-моторной координации ориентировки в пространстве.
6.Формирования пространственных представлений.
Тема «Неделя воинской славы»
21 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Бойцы-молодцы».
2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).
3. Работа с рисом (салют на синем картоне)
4. Конкурс «Кто больше узелков завяжет на верёвке»
5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ)
6. Дорисуй по клеточкам. 1.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь.
2. Развить внимание, воображение, продолжить знакомить с понятием о симметрии.
3.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости.
4.Развитие мелкой моторики, усидчивости. 5.Совершенствование зрительно-моторной координации ориентировки в пространстве.
6.Формирование пространственных представлений, развитие графических навыков.
Тема «Народные традиции Поволжья. Масленица»
22 занятие

1.Пальчиковая гимнастика: «Блины от бабушки», «Пирог»
2. Фигурки из палочек (башня, дом)
3. Фигурки из соломки.
4. Работа с манкой (ледоход на реке)
5.Самомассаж с гранёными карандашами.
6. Дорисуй узор. 1.Развитие координации движения рук, мелкой моторики, памяти. 2.Укрепление линий рук у ребенка.
3.Совершенствовать зрительное восприятие детей; 4.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости.
5.Продолжить учить детей навыкам самомассажа. 6.Развитие зрительной памяти и цветоощущения, мелкой моторики.
Тема «Мамин праздник»
23 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Мамочка», «Наша семья»
2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)
3. Плетение (бант на коробку) 4.Работа с природным материалом (бусы для мамы)
5. Обрывание.
6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур 1.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь.
2. Развить внимание, воображение
3.Развитие мелкой моторики, усидчивости.
4.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, развития моторики рук 5.Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.
6.Формирование пространственных представлений, развитие графических навыков.
Тема «Животные жарких и холодных стран»
24 занятие

1. Пальчиковая гимнастика:
«Где обедал воробей», «Слон».
2. Работа с камушками
(слон по контуру)
3. Лепка.
4. Работа с бросовым материалом (любимое животное)
5. Оригами
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур 1.Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. 2.Развитие усидчивости, памяти, внимания
3.Развитие усидчивости, памяти, внимания
4.Развитие творческих способностей, памяти. 5.Упражнять в работе с бумагой.
6.Формирование пространственных представлений, развитие графических навыков.
Тема «Все работы хороши, выбирай на вкус»
25 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Профессии», «Наперсток», «Повар».
2. Фигурки из палочек (дом и ворота)
3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)
4. Самомассаж с шариками.
5. Работа с трафаретами.
6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края 1.Развитие координации движения рук, мелкой моторики, памяти. 2.Укрепление линий рук у ребенка.
3.Развитие усидчивости, памяти, внимания 4.Продолжить учить детей навыкам самомассажа.
5. Развитие творческих способностей, памяти. 6.Формирование пространственных представлений, Развитие графических навыков.
Тема «Весна идет, весне дорогу»
26 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Весна», «Зернышко».
2. Работа с бумагой (скатывание) «дождик лей»
3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком)
4. Ниткография (краски весны)
5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур. 1.Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. 2.Развитие усидчивости, памяти, внимания
3.Развитие кисти руки ребенка, ее мелкой моторики, быстрой смене тонуса мускулатуры руки
4.Совершенствовать зрительное восприятие детей; формировать плавность, ритмичность и точность движений
6.Формирование пространственных представлений Развитие зрительной памяти и цветоощущения
Тема «Перелетные птицы»
27 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Птички», «Грачи».
2. Фигурки из веточек (стайки птиц)
3. Игра с бабами и горохом
4. Поделки из природного материала. «Лебедь»
5.Игры с прищепками.
6. Дорисуй узор 1.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь.
2. Развить внимание, воображение, продолжить знакомить с понятием о симметрии.
3.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости.
4.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, развития моторики рук. 5.Развитие кисти руки ребенка, ее мелкой моторики. 6.Формирование пространственных представлений
Тема «Этот загадочный космос»
28 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Космонавт», «Телескоп».
2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета)
3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо)
4. Игры с песком.
5. Работа с рисом
6. Дорисуй узор 1.Развитие координации движения рук, мелкой моторики, памяти. 2.Укрепление линий рук у ребенка.
3.Развитие усидчивости, памяти, внимания
4. Развить внимание, воображение, воспитание у ребёнка чувство вкуса. 5.развитие кисти руки ребенка, ее мелкой моторики. 6.Развитие зрительной памяти и цветоощущения.
Тема «Путешествие в подводное царство»
29 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбка», «Осьминожки», «Щука».
2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).
3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум) 4. Работа со штампами (превращение в рыбку)
5. Работа с манкой (шторм)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. 1.Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. 2.Развитие усидчивости, памяти, внимания
3.Развитие кисти руки ребенка, ее мелкой моторики, быстрой смене тонуса мускулатуры руки
4.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, развития моторики рук 5.Воспитание аккуратности, вкуса, развитие мелкой моторики.
6.Формирование пространственных представлений, развитие графических навыков.
Тема «Путешествие в мир насекомых»
30 занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Улитка», «Насекомые», «Паучок».
2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)
3. Игры с пластилином.
4. Логическая цепочка со штампиком.
5. Ниткография (бабочка)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. 1.Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь.
2. Развить внимание, воображение, продолжить знакомить с понятием о симметрии.
3.Развитие усидчивости, памяти, внимания 4.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, развития моторики рук. 5.Совершенствовать зрительное восприятие детей; формировать плавность, ритмичность и точность движений
6.Формирование пространственных представлений, развитие зрительной памяти и цветоощущения.
Тема «День победы – праздник всей страны»
31занятие

1. Пальчиковая гимнастика: «Дни недели», «Солдаты»
2. Фигурки из семян (танк, флажок)
3.Игры с песком (вечный огонь) 4. Работа с крышками (памятник павшим солдатам)
5.Оригами «Самолет».
6. Дорисуй картинку в зеркальном отражении 1.Развитие координации движения рук, мелкой моторики, памяти.
2.Развитие усидчивости, памяти, внимания
3. Развить внимание, воображение, воспитание у ребёнка чувство вкуса.
4. Развитие творческих способностей, памяти. 5.Упражнять в работе с бумагой.
6.Формирование пространственных представлений, развитие зрительной памяти и цветоощущения.
Тема «Путешествие в мир цветов»
32 занятие 1. Пальчиковая гимнастика: «Цветы», «Мак».
2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)
3. Рисование пластилином (тюльпан)
4. Работа с тычками (полевые цветы)
5. Игры с песком.
6.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края. 1.Формировать правильное звукопроизношение, Умение быстро и чисто говорить. 2.Развитие усидчивости, памяти, внимания
3.Развитие усидчивости, памяти, внимания 4.Воспитание у ребёнка чувство вкуса, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, развития моторики рук.
5. Развить внимание, воображение, воспитание у ребёнка чувство вкуса. 6.Формирование пространственных представлений, развитие графических навыков.
33 занятие МОНИТОРИНГ.

Система условий реализации программы

Рекомендации педагогам:
• Перед каждым заданием объясните ребёнку его цель. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите.
• Убедитесь, что ребёнок понял инструкции.
• Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки.
• Постоянно следите за позой ребёнка, положением карандаша, ручки и бумаги. • При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть) и только затем делайте следующее движение.
• Темп работы ребёнок должен выбирать сам.
• При неудаче повторяйте аналогичные задания.
• Усложняйте задание только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
• Не спешите получить результат, успех придёт, если ребёнок будет вам доверять, будет уверен в себе.
• Не забывайте, что дети лучше осваивают всё в игре.

Рекомендации родителям:
• Лучше проводить занятия в первой половине дня не более 15 – 20 минут.
• Постоянно следите за позой ребёнка, положением карандаша, ручки и бумаги. • Если ребёнок устаёт, сделайте перерыв или выполняйте только часть заданий. • Научите ребёнка работать спокойно, аккуратно, выполнять все задания тщательно.
• Не торопите ребёнка, пусть работает в своём темпе.
• Не сердитесь, если что-то не получается или получается плохо.
• Трудные задания лучше объяснить несколько раз.

Принципы построения программы:
-Игровой характер занятий и упражнений;
-Использование разных видов упражнений;
-Продолжительность непосредственно графических заданий не более 3-5 минут;
-Соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и организации занятий;
-Осуществление связи с родителями.
Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах: 1.Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
2.Представлен систематизированный материал по развитию тонко координированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей.
3.Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.
Учебно-методическое обеспечение.
Материалы:
• различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
• различные виды ткани;
• картон;
• соленое тесто (соль, мука);
• пластилин;
• природные материалы;
• вторичное сырье;
• фольга;
• клей ПВА;
• нитки;
• пуговицы.
Оборудование:
• баночки для воды;
• крупа мелкая и крупная;
• счетные палочки;
• бусы;
• ленты;
• шнурки;
• строительный материал;
• шаблоны;
• салфетки;
• образцы готовых изделий;
• массажные мячи;
Инструменты:
• ножницы;
• линейка
• стеки;
• кисточки;
• карандаши, фломастеры, краски;
• скалка;
• гладилка;
• иголки;
• крючок;
• циркуль;
• трафареты.
Наглядные пособия:
• иллюстрации;
• муляжи;
• игрушки;
• мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
• конструктор;
• набор геометрических тел;
• коллекции бумаги, картона, ткани;
• образцы штриховок.
Дидактические материалы:
• детская художественная литература;
• памятки по технике безопасности;
• тексты песен и потешек;
• образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки);
• диагностические задания.
Содержание:
I этап: диагностический
• диагностируется уровень развития мелкой моторики
II этап: коррекционный.
Программа предусматривает работу по четырем блокам:
• речь с движением;
• веселые игры;
• скоро в школу;
• диагностика.
1 блок: Речь с движением.
Этот блок включает следующие темы:
1. Весёлые пальчики.
2. Игры с прищепками.
3. Работа с бумагой в технике "Оригами".
«Веселые пальчики – пальчиковая гимнастика»
Формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивает координацию движения рук, мелкую моторику. Совершенствует память, внимание, умение согласовывать движение и речь. Все упражнения повторяются несколько раз.
Игры со шнурками, молниями, застежками – идеальные игрушки для развития устой речи. Шнурование отвечает естественной потребности ребенка это – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Работа с бумагой в технике "Оригами". Оригами - это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называются по-японски оригами. Конечно, сразу у вас не получится большая, сложная игрушка, но постепенно вы научитесь складывать фигуры, сначала простые, а потом все более сложные. В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д., смогут ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнают многое другое, что относится к геометрии и математике.
2.блок: Веселые игры.
Этот блок включает следующие темы:
1. лепка;
2. рисование (работа с трафаретами, штампами, нетрадиционное рисование);
4. поделки из природного материала;
5. игры со счетными палочками;
6. игры с крупой, бусами, орехами, карандашом;
7. игры с пуговицами;
8. игры с песком.
Выполнение творческих работ развивает воображение, фантазию, творческое мышление. Раскрывает ребенка как творческую личность. Благодаря этим играм мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Таким образом, происходит укрепление линий рук; что помогает подготовить ребенка к письму. 3.блок: Скоро в школу.
Этот блок включает следующие темы:
1.Знакомство с тетрадью.
2.Графические диктанты.
3. Ориентировка в пространстве листа.
4. Копирование (по точкам, на кальку, по образцу).
Работа в этом блоке формирует правильную посадку при письме, правильно держать ручку, умение работать в тетради (в клетку, в линию), правильно ориентироваться на тетрадном листе. Слушать, запоминать и выполнять инструкцию педагога. Развивает логическое мышление, зрительно-моторную координацию.
4. блок: Диагностика.
Этот блок включает следующие темы:
1.Критерии оценки уровня подготовленности детей к овладению навыком письма.
2.Содержание и методика диагностик (методика "Домик", методика "Дорожки", монометрический тест, графический диктант).
Диагностика развития мелкой моторики проводится в начале и в конце каждого учебного года. Результаты обследования фиксируются в картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Работа с родителями.
Этот блок включает следующее:
1. Родительские собрания
2. Практические рекомендации
3. Анкетирование
4. Консультации, наглядная информация
5. Вечера досугов
6. Дни открытых дверей.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев должна проводиться в тесном контакте с родителями. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов. Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

Список литературы

1. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей» М.: Соц.-полит, журн., 1994.
2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до семи» м.: просвещение, 1992.
3. Дарвиш О.Б. «возрастная психология» ВЛАДОС-ПРЕСС 2003г
4. Новикова Л.В «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников» http://dohcolonoc.ru
5. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» Гном Год:2005
6. Кольцова М.М «Развитие моторики» М.,1973
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры» "РОСМЭН-ПРЕСС", Москва, 2006.
8. Справочник старшего воспитателя. Журнал для работников ДОУ, архив номеров с 2010-2014 г.
9. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г.
10. Журнал «Дошкольное воспитание»2006г.
11. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы» М. 1995 12. Данилова Е.Е. «Психология» М.: Академия, 2003
13. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» http://nsportal.ru 17.06.2013
14. Выгодский Л.С. "Лабиринт", М. , 1999